Качество и продолжительность функциональной долговечности дорожной разметки зависит от ряда факторов. Прежде всего, следует выделить следующие: • качество материалов и изделий, используемых для разметки; • вид технологии и оборудования для нанесения разметки; • качество подготовки дорожного количество покрытия; • соблюдение технологии нанесения разметки; • условия эксплуатации автомобильной дороги (улицы) и, соответственно, разметки. Специалисты порой расходятся во мнении по оценке «весомости» каждого из перечисленных факторов, но, бесспорным является то, что высокое качество разметки не может быть обеспечено при использовании «второсортных» материалов и изделий. Возникает вопрос, как определить, насколько хороши краски и пластики? Еще совсем недавно качество материалов и изделий определялось по параметрам, приведенным ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования» и техническим условиям производителя. Но, при испытаниях материалов возникали следующие проблемы. Во-первых, в ГОСТ Р 51256-99 содержится явно недостаточное количество нормируемых параметров. Результаты испытаний, выполненных в течение более чем пятилетнего периода специалистами научно-технического центра «М Дорконтроль» и кафедры дорожно-строительных материалов МАДИ (ГТУ), подтверждают сказанное. С одной стороны, практически все проконтролированные образцы красок (эмалей), термопластиков и холодных пластиков полностью соответствуют требованиям, изложенным к материалам в ГОСТ Р 51256-99. С другой стороны - никак нельзя утверждать, что все материалы идентичны: для их применения требуются различные технологии, да долговечность разметки, выполненная с использованием этих материалов, весьма отличается (при прочих равных условиях). Во-вторых, в технических условиях (а их было проанализировано около 80) устанавливаются не только различные требования, но и различные методы контроля. Порой отсутствуют ссылки на нормативные документы, равно как и сами методы. Весьма часто встречаются ссылки на методики каких-либо организаций без указания подробной информации (за исключением названия организации). Соответственно, практически невозможно проводить испытания этих материалов где-либо кроме указанной организации. В-третьих, при изучении технических условий в ряде документов было выявлено нормирование параметров, не имеющих отношения к самим материалам. Так, например, установление в технических условиях требований к краскам или пластичным материалам по коэффициенту световозвращения совершенно некорректно. Тоже следует отнести к коэффициенту сцепления с колесом транспортного средства и функциональной долговечности. Нормирование в ГОСТ Р 51256-99 параметров материалов для дорожной разметки не может быть признано целесообразным исходя из интересов стандартизации. С 1 января 2007 г. ситуация с нормированием требований к материалам принципиально изменилась - вступили в действие два новых национальных стандарта: ГОСТ Р 52575-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования» и ГОСТ Р 52576-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Методы испытаний». Документы были разработаны на основании плана важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских робот дорожного хозяйства на 2004-2005 гг., утвержденного распоряжением Росовтодора и в соответствии с Программой национальной стандартизации РФ на 2006 г.
|