- Основные потребители хлора - водоканалы, целлюлозно-бумажные комбинаты. Жалобы касались того, что происходит резкий скачок цен. С целью выяснения обстоятельств, изложенных в этих жалобах, мы провели ряд проверок в соответствии с полномочиями, которые не так давно появились у нашей службы. В результате нами были получены доказательства, позволившие нам сделать вывод о том, что на протяжении как минимум трех с половиной лет существовал устойчивый картель, в состав которого входили ведущие химические компании. Это был классический картель по разделу рынка и установлению цен. Компании договорились о том, как разделят между собой потребителей. У каждого производителя был свой собственный список потребителей, с которым он работал. Другой производитель не мог поставлять товар потребителям, "закрепленным" за другим производителем. Также каждому участнику картеля был установлен определенный объем производства, свыше которого он не имел права производить данный товар. Таким образом, рынок хлора был попросту квотирован. Плюс к этому участники картельного сговора согласованно увеличивали цены. Что в результате? - В результате действий картеля цена на хлор возросла с 15-17 тысяч в 2007 году до 35-48 тысяч за тонну в 2010 году. - Не от этих ли действий так резко поднялась цена за воду в наших квартирных платежках? - В том числе. Хлор активно используется для обеззараживания воды. И водоканалы, имеющие в основном статус муниципальных или государственных предприятий, закладывали стоимость подорожавшего хлора в тарифы. - Сколько народа пострадало от такого преступления! Реально ли вашими действиями снизить цену на воду? - ФАС выявляет не преступления, а нарушения антимонопольного законодательства. Выявлять преступления - задача правоохранительных органов, которым, кстати, мы направили все документы по этому делу. Признаюсь, с коллегами из силовых структур мы консультировались еще в процессе рассмотрения дела. Надеемся, что у этой истории будет соответствующее продолжение. Тогда термин "преступление" употреблять будет юридически верно. Пока же в адрес каждого нарушителя ушло предписание. Там, кстати, написано, что они обязаны прекратить подобную практику. Кроме того, обязаны уведомить всех своих потребителей о том, что ценообразование должно производиться свободно и любой потребитель может выбрать любого производителя хлора. Возможно, это повлечет за собой снижение цен на водоснабжение. Хотя тарифы регулируются не рыночными способами, они устанавливаются соответствующими органами. Поэтому это будет задача для поставщиков данной услуги, в первую очередь для водоканалов. Как они ее решат вместе с тарифными органами, сказать не могу. - Что-то не припомню, чтобы тарифы на что-нибудь в нашей стране уменьшались! - Давайте средства массовой информации возьмут на контроль этот вопрос и посмотрят. Мы готовы представлять вам информацию, снизилась ли цена на хлор, а вы проконтролируете, упадет ли цена на холодное и горячее водоснабжение для населения. Еще раз повторюсь, по хлору на протяжении нескольких лет действовал классический картель по разделу рынка, по установлению цен, участвовали почти все крупные химические предприятия России, которые заняты в этой отрасли. Раскрыть этот картель антимонопольные органы смогли, используя доказательства, полученные в результате внезапных проверок этих предприятий. - Людей волнуют и возросшие цены на лекарства. Насколько известно, вы также занимались в последние месяцы и фармпроизводителями? - ФАС России давно занимается лекарствами. Изучали локально те или иные аукционы по поставке лекарств, поведение различных фармкомпаний и аптечных сетей. Эта сфера социально важна, поэтому мы никогда не упускали ее из виду. В прошлом году Генеральная прокуратура пригласила нас вместе с ними поучаствовать в проверке в отношении торгов, организованных министерством здравоохранения и социального развития. Проверка проходила в августе - сентябре 2010 года. Под контроль попали все те аукционы, которые минздравсоцразвития организовывал на протяжении последних трех лет. Вы знаете, что срок давности по нашим делам не может превышать три года, поэтому мы проверяли 2008, 2009 и 2010 годы. Результаты этой проверки Генпрокурором и руководителем ФАС России были направлены в адрес председателя правительства. По данным ФАС России, при проведении торгов на закупку лекарственных средств ряд компаний, допущенных к аукциону, присутствовали на торгах, но не заявляли своих предложений по цене или, зарегистрировавшись, не являлись для участия в аукционах. В результате этого контракты заключались с единственным участником по начальной (максимальной) цене. Такое поведение участников торгов имеет признаки антиконкурентного сговора. В октябре мы возбудили четыре дела о нарушении антимонопольного законодательства. Параллельно коллеги из прокуратуры в соответствии со своей компетенцией возбудили уголовное дело по "профильной", антимонопольной 178-й статье Уголовного кодекса "Недопущение, ограничение или устранение конкуренции". Конкретнее - по 2-й ее части, где речь идет об ущербе в особо крупном размере. На данный момент у нас прошло уже несколько заседаний комиссий по рассмотрению дел, следующее заседание планируется на 11 мая. Одновременно коллегами из Следственного комитета МВД России расследуется уголовное дело. Процесс идет, он не может быть быстрым, ведь речь идет о крупных фирмах с миллиардными оборотами, об аукционах, на которых разыгрывались лоты - сотни миллионов и миллиарды рублей. Со всем надо тщательно разобраться, поэтому мы не уверены, что в ближайшие месяц-полтора будет вынесено решение. Разбираться будем спокойно и постепенно. У нас заказаны несколько экспертиз. Мы сделали большое количество запросов и участникам фармрынка, и зарубежным производителям. Работают специалисты, которые тщательно анализируют рынок. Будем оценивать всю информацию в комплексе. - Много ли ответчиков по этим делам? - По четырем делам, о которых идет речь, ответчиками являются восемнадцать фирм. Среди них многие крупнейшие фармацевтические компании России. Список опубликован у нас на сайте. Но готов повторить: ЗАО "Р-Фарм", ОАО "Фармстандарт", ООО "Оптимальное здоровье", ЗАО фирма "ЦВ "Протек", ЗАО "РОСТА", ООО "Ирвин 2", ООО "Гемамед", ООО "МЕДИПАЛ-ОНКО", ООО "МАНАС МЕД", ЗАО "КОРАЛ МЕД", ООО "Эдвансд Трейдинг", ЗАО "Шрея Корпорейшнл", ОАО "Фармасинтез", ООО "РУСРЕСУРС", ООО "Медикал лизинг-консалтинг", ООО "Виренд Интернейшнл", ЗАО "АПТЕКА-ХОЛДИНГ", ООО "ДиМедика". - Когда говорят о нарушениях в этой области, даже не удивляешься. Может, законов на этот счет не хватает? - Да нет, законы у нас в большинстве случаев хорошие и очень прогрессивные. В том числе те, которые регулируют сферу государственных закупок. Мне кажется, что все дело в правоприменении. Есть проблемы и с человеческими качествами некоторых чиновников и представителей отечественного бизнеса. Я имею в виду жадность и социальную безответственность. Когда мы говорим о лекарствах, речь идет о здоровье и жизни людей, в том числе детей и стариков. Можно было бы быть и поскромнее! К сожалению, иногда при рассмотрении дел, которые мы ведем по фармацевтическим компаниям и органам власти, регулирующим этот рынок, у меня лично возникает мысль, что там, мягко говоря, работают не очень подходящие для такой отрасли люди. - Но результаты в этой области у вас есть? - Конечно. Например, в Москве. Со столичного рынка с приходом нового мэра был устранен такой серьезный монополист, как государственное предприятие "Столичные аптеки", которое выигрывало свыше 90 процентов всех торгов, проводимых правительством Москвы. Причем выигрывало по начальной цене. Либо с минимальным снижение в 0,5 процента. Позитивные изменения происходят. Рано или поздно на этом рынке будет больше порядка. Елена Шмелева "Российская Бизнес-газета" №797 (15) |