Государство, пытаясь контролировать инфляцию, пристально следит за ценами на минудобрения. Впрочем, и сами агрохимики не склонны перегибать палку. Еще в 2008 году Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ) заключила соглашение с Росагропромсоюзом, пообещав, что производители минудобрений будут декларировать цены на свою продукцию. Как отмечает исполнительный директор РАПУ Игорь Калужский в своем письме в Минпромторг, химики выполняют свои обязательства, более того, фактические цены поставок оказываются даже ниже задекларированных: многие покупатели получают скидки за объем заказа, за ранний заказ и так далее. В 2010 году в среднем отпускные цены аммиачной селитры на 8% были ниже декларируемых, карбамида — на 18%, НПК — на 10% и т.д. Кроме того, на данный момент декларируемые цены на минеральные удобрения заметно ниже экспортных. С другой стороны, как отмечает Игорь Калужский, цены удобрений во многом зависят от стоимости исходного сырья. Цена на природный газ (основное сырье для производства аммиака и азотных удобрений) растет на 15—25% в год. Стоимость серы, входящей в состав фосфатных удобрений, только с начала 2011 года увеличилась в 2,5 раза, а по сравнению с мартом прошлого года — в 3,3 раза (по данным «Еврохима»). «Мы декларируем цену, а «Газпром» увеличивает цену на серу. Цена на газ тоже растет, а на удобрения расти не должна? Если сдерживать цены, то по всей цепочке поставок», — пояснил РБК daily Игорь Калужский. В «Газпроме» на это РБК daily заявили, что с апреля 2010 года для расчета цены на серу действует специальная формула, учитывающая динамику мировых цен на серу и удобрения, которая в свое время была согласована с отечественными покупателями. Кроме того, претензии агрохимиков адресованы железнодорожникам: помимо роста тарифов серьезные проблемы создает нехватка вагонов. Как отмечается в письме РАПУ в Министерство сельского хозяйства и Министерство транспорта, в феврале 2011 года «Российские железные дороги» (РЖД) обеспечили агрохимиков подвижным составом всего на 39% (1701 вагон вместо запрошенных 4309), а Первая грузовая компания (ПГК) — на 77% (1052 вагона вместо 1372). Г-н Калужский отмечает, что 30% удобрений недоотгружено по причине отсутствия неспециализированного подвижного состава. «После передачи парка РЖД дочерним компаниям — ПГК и ВГК — значительная часть логистических цепочек была нарушена, что привело к существенному снижению эффективности использования полувагонов. Это коснулось и производителей минеральных удобрений», — объясняет Андрей Цыганов, ведущий аналитик компании Brunswick Rail. В самой ПГК, в свою очередь, жалуются, что большинство производителей минудобрений привлекают к перевозкам и сторонних операторов подвижного состава, в том числе под заявки, которые уже были согласованы с ПГК, что приводит к простоям, неэффективному использованию вагонов и, следовательно, к их дефициту в других местах погрузки. Производители не отрицают, что иногда приходится перестраховываться. Железнодорожники согласовывают заявки неоперативно, а спланировать отгрузку на месяц и документально все оформить, по их словам, нереально. Тем более, месячные планы приходится корректировать именно в связи с неподачей вагонов со стороны ПГК. С анализом поставок базовых экспортных продуктов – минеральных удобрений и нефтепродуктов, - Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Анализ транспортной инфраструктуры для поставок нефтепродуктов и минеральных удобрений». Источник: http://www.rbcdaily.ru |