Федеральная служба по тарифам (ФСТ) оценила последствия унификации тарифов на перевозки минудобрений и сырья для их производства на экспорт и внутри страны. Если новые правила будут приняты, то производителей сложных минудобрений ждет послабление — для них стоимость перевозок может снизиться, а вот «Уралкалию» и «Сильвиниту» придется смириться с увеличением ставок на 60 и 20% соответственно. Унификация тарифов на перевозки железнодорожным транспортом идет уже несколько лет. Одна из проблем действующих правил — цена перевозки груза зависит не только от расстояния, но и от адресата — в России или за рубежом. Мало того, стоимость возврата одних и тех же порожних вагонов может отличаться для разных грузов. РБК daily удалось ознакомиться с недавними расчетами ФСТ последствий унификации тарифов на перевозку минудобрений и сырья для их производства (документ имеется в распоряжении РБК daily). Согласно данным ФСТ, в 2009 году по железным дорогам было перевезено 27,3 млн т минудобрений, включая сырье (11 млн т). На перевозки внутри страны пришлось 53% грузов, остальное ушло за рубеж. При этом вернуть порожними пришлось 541 тыс. вагонов, из которых 164 тыс. — в международном сообщении. Если бы перевозки на экспорт стоили столько же, сколько и внутрироссийские, дополнительные доходы железнодорожников в 2010 году составили бы 500 млн руб. Прибавку обеспечила бы унификация ставок на перевозку порожних вагонов — рост на 76% (или на 1,2 млрд руб.), тогда как собственно расходы на доставку минудобрений за рубеж снизились бы для производителей на 715 млн руб. Выигрывают от унификации практически все агрохимики. Так, для холдинга «Акрон» общее снижение тарифной нагрузки могло бы составить 7,5%, для холдинга «Еврохим» — 1% (по ряду предприятий — до 16%), для «Уралхима» — 6,5%, для «Фосагро» — 18%. В плюсе оказываются только калийщики: для «Сильвинита» и «Уралкалия» в этом случае расходы существенно вырастут. В 2009 году на «Сильвинит» пришлось 85% всех железнодорожных экспортных перевозок хлоркалия (2,3 млн т). При сохранении прошлогодних объемов перевозки для компании унификация тарифов означает рост расходов на 19%, или на 480 млн руб. «Уралкалий» в прошлом году отправил по железной дороге на экспорт только 174 тыс. т, а большую часть продукции он вывозит через порты. Да и пользовался он на 99% собственным парком вагонов. Для него общий рост тарифной нагрузки может составить 60%, или 164 млн руб. Одна из главных причин роста — унификация отменит скидки по ряду экспортных направлений, особенно значимые при возврате порожних вагонов. По последним тарифная нагрузка может вырасти в четыре раза, перекрывая падение стоимости на перевозку самих грузов. На железнодорожные перевозки приходится до 20% от операционных расходов калийщиков, отмечает Анна Куприянова из ФК «Уралсиб». «При поставках на один из ключевых рынков — Китай — расходы на железнодорожные перевозки для калийщиков составляют до 50% себестоимости», — добавляет Юрий Волов из Банка Москвы. Согласно отчету «Уралкалия» по МСФО за 2009 год, на железнодорожный тариф пришлось 28% всех коммерческих расходов, или 18% от всей себестоимости (8,9 млрд руб.). «Сильвинит» отдельно расходы на железнодорожные перевозки не раскрывает, но его транспортные расходы в 2009 году составили 18,8% от себестоимости (8,7 млрд руб.). Аналитик «Инвесткафе» Анастасия Соснова отмечает, что в начале 2009 года у калийщиков отмечался значительный провал спроса из-за мирового кризиса. «Уже в первом полугодии 2010 года расходы на железнодорожные перевозки у «Уралкалия» выросли в 4,7 раза по сравнению с началом 2009 года, — говорит она. — Дальнейшее повышение тарифов чревато для компании снижением рентабельности продаж». Сами компании не смогли вчера прокомментировать ситуацию с тарифами. В ФСТ дополнительных комментариев не предоставили. Но по результатам расчетов ведомство отмечает, что унификация тарифов возможна, но необходимы дополнительные меры, чтобы не допустить резкого роста тарифов для калийщиков, особенно в направлении Китая. По словам Юрия Волова, фундаментальные тенденции в калийной отрасли таковы, что динамика цен на конечную продукцию важнее динамики себестоимости. «Если в 2011 году на рынок калийных удобрений придет долгожданное оживление, то компании отрасли смогут пережить повышение тарифа», — говорит он. Подробнее с текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка калийных удобрений можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок калийных удобрений в России». ДАНИИЛ ШАБАШОВ rbcdaily
|