Производитель напитка – компания Coca-Cola – не указывает на этикетке своего продукта, что в нем содержится подсластитель аспартам, объясняет истец. «Иск находится на рассмотрении в Кунцевском суде, слушания по делу уже идут», – сообщил «Газете.Ru» представитель «Открытого объединения потребителей». Защитники прав потребителей также направили соответствующие запросы главе Роспотребнадзора Геннадию Онищенко и министру здравоохранения Татьяне Голиковой. Комментарий компании Coca-Cola получить не удалось. Аспартам искусственный подсластитель, заменитель сахара (пищевая добавка E951). L-Аспартил-L-фенилаланин метил, распадающийся в организме человека на метанол и две протеиногенных аминокислоты: аспарагиновую и фенилаланин.... «Заменитель сахара аспартам, разлагаясь в нашем организме, дает метиловый спирт, который превращается в формальдегид. Формальдегид – сильный яд, официально признанный канцерогеном, то есть веществом, способным вызывать раковые заболевания. В качестве пищевой добавки в настоящее время формальдегид запрещен», – поясняет сотрудник Института проблем экологии и эволюции РАН Георгий Рюриков. Аспартам разрешен к применению. «Аспартам примерно в 200 раз слаще сахара, и его для использования в качестве подсластителя требуется очень небольшое количество, гораздо меньше той дозы, в которой он проявляет токсичные свойства», – говорит ученый. Но итальянские исследователи несколько лет назад пришли к выводу, что аспартам – мультипотенциальный канцерогенный агент, эффект которого наступает при употреблении ежедневно 20 миллиграммов на килограмм массы тела. Это гораздо меньше рекомендуемой ежедневной дозы, составляющей 50 мг/кг в США и 40 мг/кг в Европе. Превысить такую дозу, правда, не так-то просто: те же 20 мг/кг массы тела для человека массой 70 кг значат примерно 133 таблетки синтетического подслащивающего средства, или 13,3 л колы в день. Тем не менее сообщать о наличии аспартама в продукте производитель по российским законам обязан. Информация о противопоказаниях для применения продуктов, содержащих подсластитель, должна быть включена в текст этикетки (листка-вкладыша) потребительской упаковки товаров в следующем виде: «Противопоказано больным фенилкетонурией. Содержит источник фенилаланина». По мнению экспертов, полностью запретить продажу напитка защитникам потребителей не удастся. «Есть много тонкостей: содержится в напитке именно аспартам или же другой подсластитель, либо тот же аспартам указан под другим названием? Потребуются экспертизы», – говорит президент гильдии маркетологов Игорь Березин. Скорее всего, в итоге Coca-Cola получит предписание устранить нарушение и, возможно, незначительный штраф, полагает эксперт. «Если компания самостоятельно устранит нарушения закона, сообщив на этикетке о наличии аспартама и возможном вреде для здоровья, оснований для дальнейшего ограничения продаж не будет», – говорит партнер адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Константин Суворов. «Открытое объединение потребителей» уже судилось с Coca-Cola. Обществу не понравилось то, что на этикетке сильногазированного напитка часть информации написана очень мелким шрифтом. Это дело рассматривается в Басманном суде Москвы. Американская компания Coca-Cola начала выпускать версию Light своего основного напитка еще в 1982 году. Сейчас напиток продается более чем в 150 странах. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка аспартама можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок аспартама в России».
www.newchemistry.ru |