I. Проблемы и перспективы развития системы авторециклинга в г. Москве. В изношенном и выброшенном на свалку автомобиле содержатся все те материалы, которые были использованы при его изготовлении: черные и цветные металлы, пластмассы и резинотехнические изделия, стекло и керамика, дерево и картон, текстильные и битумные материалы и др. Поэтому вышедший из эксплуатации автомобиль может и должен стать источником вторичных материальных ресурсов. Организация сбора и переработки вторичных ресурсов автотранспортного комплекса (авторециклинг) включает следующие мероприятия: • Выявление и учет автотранспортных средств, непригодных к эксплуатации. • Создание в Москве сети пунктов сбора отработавших свинцово-кислотных аккумуляторов, автомобильных масел, изношенных автопокрышек и производств по их переработке. • Создание производства по утилизации охлаждающих жидкостей (тосол, антифриз), поступающих с площадок и транспортных предприятий. • Создание в многоэтажных гаражах-стоянках экологических блоков сбора отработавших узлов и материалов автомобилей. • Создание комплекса производств по утилизации отходов транспортного комплекса. • Проектирование и строительство установки по переработке твердого осадка автомоек. • Создание центральной единой диспетчерской и информационной электронной базы данных обо всех автотранспортных средствах и их состоянии. • Реализация запчастей и продуктов переработки автотранспортных средств. • Захоронение отходов перерабатывающих предприятий.
В докладе Государственного Комитета Российской Федерации по охране окружающей среды «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1999 году» отмечено, что «все большую актуальность в Москве приобретают вопросы утилизации автотранспортных средств». Доля ущерба по основным факторам негативного воздействия на окружающую среду у автотранспортного комплекса самая высокая (62,7%). Сегодня в Москве отсутствует единая система по переработке частей автотранспортных средств. Автовладельцы бросают автомобили на улице по причине отсутствия экономического механизма наказания и системы мер по их применению. И если использованные автопокрышки автовладельцы сдают в автосервис за определенную плату, то использованные аккумуляторы просто выкидываются на свалку. Находящиеся в аккумуляторах соляная кислота и свинец в случае раскупорки аккумуляторов весьма опасны: это риск для здоровья населения, прежде всего, детей (свинец высоко токсичен и обладает способностью накапливаться в организме человека). Обычно бывшие в употреблении масла выливаются на землю или, в лучшем случае, выкидываются на свалку; изношенные и бракованные детали машин хранятся в гаражах, ремонтных предприятиях, мастерских.
|