АВТОРЕЦИКЛИНГ: проблемы нормативного регулирования |
Автомобиль, хотя и является предметом длительного пользования, все же имеет конечный срок жизни. Следовательно, после окончания его эксплуатации необходимо принять меры по его утилизации. |
I. Проблемы и перспективы развития системы авторециклинга в г. Москве. В изношенном и выброшенном на свалку автомобиле содержатся все те материалы, которые были использованы при его изготовлении: черные и цветные металлы, пластмассы и резинотехнические изделия, стекло и керамика, дерево и картон, текстильные и битумные материалы и др. Поэтому вышедший из эксплуатации автомобиль может и должен стать источником вторичных материальных ресурсов. Организация сбора и переработки вторичных ресурсов автотранспортного комплекса (авторециклинг) включает следующие мероприятия: • Выявление и учет автотранспортных средств, непригодных к эксплуатации. • Создание в Москве сети пунктов сбора отработавших свинцово-кислотных аккумуляторов, автомобильных масел, изношенных автопокрышек и производств по их переработке. • Создание производства по утилизации охлаждающих жидкостей (тосол, антифриз), поступающих с площадок и транспортных предприятий. • Создание в многоэтажных гаражах-стоянках экологических блоков сбора отработавших узлов и материалов автомобилей. • Создание комплекса производств по утилизации отходов транспортного комплекса. • Проектирование и строительство установки по переработке твердого осадка автомоек. • Создание центральной единой диспетчерской и информационной электронной базы данных обо всех автотранспортных средствах и их состоянии. • Реализация запчастей и продуктов переработки автотранспортных средств. • Захоронение отходов перерабатывающих предприятий. В докладе Государственного Комитета Российской Федерации по охране окружающей среды «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1999 году» отмечено, что «все большую актуальность в Москве приобретают вопросы утилизации автотранспортных средств». Доля ущерба по основным факторам негативного воздействия на окружающую среду у автотранспортного комплекса самая высокая (62,7%). Сегодня в Москве отсутствует единая система по переработке частей автотранспортных средств. Автовладельцы бросают автомобили на улице по причине отсутствия экономического механизма наказания и системы мер по их применению. И если использованные автопокрышки автовладельцы сдают в автосервис за определенную плату, то использованные аккумуляторы просто выкидываются на свалку. Находящиеся в аккумуляторах соляная кислота и свинец в случае раскупорки аккумуляторов весьма опасны: это риск для здоровья населения, прежде всего, детей (свинец высоко токсичен и обладает способностью накапливаться в организме человека). Обычно бывшие в употреблении масла выливаются на землю или, в лучшем случае, выкидываются на свалку; изношенные и бракованные детали машин хранятся в гаражах, ремонтных предприятиях, мастерских. |
Нерешенность многих вопросов, связанных с автотранспортными средствами, подлежащими утилизации, а также отсутствие системного (комплексного) подхода к решению вопросов размещения транспортных средств в городе Москве приводит к следующему: • снижается пропускная способность городских дорог, что способствует возникновению аварийных ситуаций или дорожно-транспортных происшествий, пробок; • создаются трудности для уборки города, особенно в зимнее время, для проведения работ по благоустройству территории, строительных и ремонтных работ; • возникают препятствия для осуществления полномочий специализированных служб и органов (милиции, пожарной и скорой помощи); • создаются неудобства для пешеходов; • нарушается архитектурный облик и видеоэкология города; • загрязнение почв городских свалок приводит к риску возможного самовозгорания отходов; • загрязнение воздуха от дыма горящих автопокрышек (при горении образуются сажа, диоксины, полиароматические углеводороды, мышьяк, хром, кадмий и др.) приводит к резкому ухудшению здоровья людей, особенно страдающих астмой и аллергическими заболеваниями и, в первую очередь, это касается детей; • загрязнение водных объектов происходит опосредованно при попадании отработанных масел и охлаждающих жидкостей в почву и подземные воды; • экономические потери от неиспользованных ресурсов (получение вторичного сырья в процессе переработки автопокрышек, кузовов, свинцово-кислотных аккумуляторов, пластика и пр. материалов). Проблема управления отходами (и отходами от автотранспортных средств) в Москве осложнена административным устройством, разделяющим регион на два субъекта Российской Федерации: перемещение отходов носит трансграничный характер. По действующему законодательству период нахождения автотранспортного средства на стоянке составляет один год (время выделяется для определения наличия собственника), тогда как снижение времени ожидания значительно сократило бы затраты на хранение. По данным Управления ГИБДД ГУВД г. Москвы и оценке ВГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» в Москве ежегодно не предъявляется в установленные сроки к государственному техническому осмотру и выбывает из эксплуатации до 130 тыс. единиц транспортных средств (в связи с общим ростом автотранспортных средств в Москве эта цифра, по-видимому, будет расти[2]). Однако в действительности часть автомобилей либо продолжает эксплуатироваться, либо продается в другие регионы, что снижает число необходимых к переработке автотранспортных средств до 25-35 тыс. автомобилей. За 2002 год на территории города выявлено 22713 ед. брошенного автотранспорта, из которых эвакуировано 22409 ед. брошенного автотранспорта, в т.ч. перемещено на стоянки и передано на утилизацию самими автовладельцами 28 транспортных средств[3]. А 300 тыс. выявленных автомобилей остались на улице. Ежегодно автомобили дают городу около 32 тыс. тонн резиносодержащих отходов, 90 тыс. тонн металлолома, 45,5 тыс. тонн мусора[4]. От текущей эксплуатации автотранспортных средств в год образуется 8 тыс. тонн свинцово-кислотных аккумуляторов, 2,5 тыс. тонн технических жидкостей, 10 тыс. тонн технических масел, 1 тыс. тонн масляных фильтров[5]. В соответствии с распоряжениями Мэра Москвы от 28.12. 1994 №645-РМ «Об эвакуации брошенных и разукомплектованных транспортных средств на территории Москвы» и от 03.11.1997 № 858-РМ «О состоянии и мерах по совершенствованию системы сбора, переработки и утилизации брошенных и разукомплектованных транспортных средств» в Москве осуществляются работы по выявлению, сбору и утилизации брошенного и разукомплектованного автотранспорта. Уже к январю 1995 г. должны были быть выделены и оборудованы площадки для хранения эвакуированных транспортных средств Но в связи с тем, что все работы происходили не системно, было решено создать комплексную систему «Авторециклинг» (Постановление Правительства Москвы № 1125-ПП от 7 декабря 1999 г. «О создании общегородской системы сбора и переработки автотранспортных средств, подлежащих утилизации»). В соответствии с данным постановлением на Управление транспорта и связи Правительства Москвы, Департамент экономической политики, Отдел Правительства Москвы по вопросам природопользования и защиты окружающей среды возложили обязанность разработать нормативно-правовую базу для нормального функционирования системы «Авторециклинг»; разработать необходимые тарифы и нормы; а также организовать работу системы «Авторециклинг» (строительство необходимых стоянок, пуск новых линий заводов по переработке частей автомобиля, разработка возможной компьютерной системы – базы данных); параллельно проводить работу с населением в деле его просвещения. В Москве вопросы авторециклинга регулируются рядом нормативно-правовых актов (см. Приложение 1). |
Сегодня во исполнение постановлений проделана следующая работа: • Разработаны и приняты типовые технические требования к основным производствам городской системы «Авторециклинг», в том числе к площадкам хранения и разработки автотранспортных средств. • Разрабатываются единые городские ставки и тарифы за услуги по сбору, хранению, транспортировке и переработке автотранспортных средств и отходов от их эксплуатации. • Определены условия проведения инвестиционных конкурсов по отбору фирм-инвесторов для создания производств городской системы «Авторециклинг» и проведены первые конкурсы. • Разработаны и приняты механизм формирования и порядок расходования финансовых средств, подлежащих утилизации, а также система учета и контроля за движением финансовых и материальных потоков. 28 января 2003 года на заседании Правительства Москвы подводились итоги проведенной работы по созданию системы «Авторециклинг», на котором было выявлено, что реализована только одна часть плана – установка необходимых производств (пуск заводов) и организация стоянок: «На 30.01.2003 введено в эксплуатацию производство по переработке крупногабаритного и автомобильного лома на базе ПК «Вторалюминпродукт», первая очередь завода по переработке изношенных автопокрышек, производство по переработке отработанных свинцово-кислотных аккумуляторов, ведутся пуско-наладочные работы завода по переработке отработанных масел и технических жидкостей, изготовлен и монтируется завод по переработке отработанных масляных фильтров, организовано 9 площадок хранения и разборки брошенных и разукомплектованных автотранспортных средств» (Справка о ходе выполнения постановления Правительства Москвы от 07.12.99 №1125 «О создании общегородской системы сбора и переработки автотранспортных средств, подлежащих утилизации»). Что касается стоянок, то часто префектуры слишком долго выдавали разрешения на организацию стоянок, результатом чего стала организация стоянок без официального разрешения властей. Заводы по переработке частей автомобиля в связи с отсутствием системы «Авторециклинг» вынуждены работать не на полную мощность или договариваться с соседними регионами. Так, в Москве впервые в Российской Федерации построен современный экологически безопасный завод (Промышленная компания «Втормет»): используемая технология позволяет перерабатывать кузов автомобиля даже с двигателем, из которого предварительно обеспечен слив технических жидкостей, съем аккумулятора и резины. Кузов подвергается дроблению на мелкие фракции, после чего методом магнитной сепарации отделяется черный и цветной металл, а воздушной сепарацией отделяются остальные отходы (окалина, краска, текстиль, стекло, полимеры, дерево, резина и др.), которые подлежат обычно уничтожению. Загруженность данного завода в 2002 г. составила всего 35%. Итогом работы заседания стала разработка Постановления Правительства Москвы «О ходе работ и дальнейших мерах по созданию системы сбора и переработки автотранспортных средств, подлежащих утилизации», в соответствии с которым было принято решение разработать законопроекты г. Москвы (в двухмесячный срок) «О размещении автотранспортных средств на территории г. Москвы», «Об утилизации автотранспортных средств и их составных частей» (III квартал 2003 г.), а также проект закона Российской Федерации «Об утилизации автотранспортных средств и их составных частей». Необходимость разработки федерального законопроекта вызвана тем, что автомобиль и его отходы являются объектом права частной собственности. Отношения с объектами частной собственности регулируются федеральным законодательством. Именно поэтому по причине отсутствия федерального законодательства уже имеются прецеденты обращения граждан в суд с требованием о возмещении материального и морального ущерба в связи с неправомерным изъятием автомобиля и перевозки его на стоянки как брошенного и подлежащего утилизации. Не решена проблема утилизации автомобиля в случае, если собственник передал его по доверенности другому лицу. Для рядового автовладельца проблема усугубляется тем, что в связи с отсутствием единой компьютерной системы ни один государственный орган не может дать ему достоверную информацию, на какую именно стоянку был вывезен его автомобиль. Окончательно не решен вопрос о том, кто и когда должен платить за утилизацию автомобиля: автовладелец в момент покупки, продажи или отправки на рециклизацию или непосредственно завод по изготовлению автотранспорта (цена тогда включается в первоначальную стоимость автомобиля). И каким образом избежать для владельцев при покупки иномарок двойной оплаты за переработку автомобиля. |
II. Федеральное законодательство в области рециклинга и опыт субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации сегодня отсутствует закон, касающийся авторециклинга; работает лишь ряд нормативно-правовых актов, касающийся проблемы переработки всех видов отходов: Федеральный Закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от. 10.01.2003) «Об отходах производства и потребления», Федеральный Закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. 10.01.2003) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный Закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 № 16 «О введении в действие санитарных правил» (Санитарные правила 2.1.7.1038-01. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов), Постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 №370 «Об утверждении правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения», Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН). В соответствии с Федеральным Законом «Об охране окружающей природной среды» руководство работой по нормированию размещения отходов должно осуществляться органами исполнительной власти г. Москвы, органами местного самоуправления совместно со специально уполномоченными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, а также органами санитарно-эпидемиологического надзора. В субъектах Российской Федерации вопросы организации рециклинга и создания нормативно-правовой базы также находятся на стадии становления. Так, чаще всего встречаются законы: «Об отходах производства и потребления» (Республики Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Хабаровский край, Калининградская область и др.); «Об административной ответственности за правонарушения в сфере сбора (заготовки), переработки, реализации лома и отходов цветных и черных металлов» и подобные им (Республика Башкортостан, Алтайский край, Владимирская, Брянская, Астраханская, Калининградская, Калужская области и др.); «О программе социально-экономического развития…» (Республика Бурятия). Возможно, это обусловлено особенностями различного экономического уровня развития регионов, для которых общее количество необходимых к переработке автотранспортных средств еще не стало критическим. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на два момента: 1. В Законе Республики Татарстан от 02.07.97 №1243 (ред. от 25.10.01) в разделе III «Экологические требования при размещении, проектировании строительства, реконструкции и эксплуатации предприятий, сооружений и других объектов, связанных с управлением и транспортированием отходов» определено, что «Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Результаты общественной экологической экспертизы, проводимой научными коллективами, общественными объединениями по их инициативе обязательны для рассмотрения соответствующими органами государственной экологической экспертизы. В необходимых случаях при размещении объектов, затрагивающих экологические интересы населения, решения принимаются по результатам референдума» (ст.11). Данное регулирование проблем особенно актуально в Москве, т.к. москвичи часто выступают против строительства предприятий по сортировке и переработке отходов, организации стоянок для хранения старых автомобилей. 2. В аналогичном Законе Республики Адыгея от 19.07.1999 №136 (ред. от 08.11.2001) необходимость привлечения ученых и применения новых технических разработок выделена в отдельную главу «Информация и научные исследования в сфере обращения с отходами». Нужно отметить, что разработка пакета законопроектов по авторециклингу осложняется, прежде всего, полным отсутствием федеральной законодательной базы в этой области, необходимостью заново создавать правовое поле, необходимые размеры которого можно представить, рассмотрев, например, аналогичный закон Германии о рециклинге. В нем более 500 страниц текста, в котором подробно расписаны все регламенты взаимоотношений между владельцами автотранспортных средств, производителями, перерабатывающими организациями и органами государственной власти. |
Нормативно-правовые документы Правительства Москвы, связанные с авторециклингом. Постановление Правительства Москвы от 25.02.2003. № 102-ПП «О Целевой среднесрочной экологической программе города Москвы на 2003-2005 гг». Постановление Правительства Москвы от 28.01.2003 №34-ПП «О мерах по развитию городской системы сбора и переработки отходов производства и производственного потребления, содержащих вторичное сырье». Распоряжение Правительства Москвы от 30.04.2002 №754-РП «О совершенствовании и развитии существующей системы сбора и переработки изношенных автопокрышек». Постановление Правительства Москвы от 19.03.2002 №180-ПП «Об экологической карте-схеме г. Москвы». «Временное положение об установлении и утверждении лимитов природопользования и нормативов вредных воздействий на окружающую среду в г. Москве». Постановление Правительства Москвы от 17.04.2001 №355-ПП (ред. От 20.11.2001) «О генеральной схеме отвода и очистки поверхностного стока с территории г. Москвы на период до 2010 г.». Распоряжение Правительства Москвы Премьера от 02.10.2000 №976-РП (ред. От 12.03.2001, с изм. От 06.08.2002) «О строительстве мусоросортировочного комплекса МСК «Станко» на полигоне «Саларьево». Распоряжение Правительства Москвы Премьера от 20.11.2000 № 1136-РП «О совершенствовании системы обращения с твердыми бытовыми отходами в г. Москве». Распоряжение Мэра Москвы от 18.04.2000 №425-РМ «О дополнительных мерах по созданию сети стационарных технических постов по замене и сбору отработанных автомобильных масел и производственных мощностей по переработке нефтеотходов на территории Москвы». «О создании общегородской системы сбора и переработки автотранспортных средств, подлежащих утилизации» Постановление Правительства Москвы от 07.12.1999 №1128 (ред. 31.07.2001). Распоряжение Мэра от 27.07.1999 №801-РМ «Об утверждении методики исчисления размера ущерба, вызываемого захламлением, загрязнением и деградацией земель на территории Москвы». Распоряжение Правительства Москвы Премьера от 24.05.1999 №457-РП «О введении в действие временных экологических требований при проектировании, строительстве и эксплуатации автозаправочных станций на территории г. Москвы» Распоряжение Правительства Москвы Премьера от 12.10.1998 №1136-РП «О проведении практической конференции «Опыт решения проблем обращения с отходами производства и использования вторичных ресурсов». Постановление Правительства Москвы от 08.09.1998 № 682 «Об итогах проведения конкурса по благоустройству города «Московский дворик-98» и проведении конкурса по благоустройству города «Московский дворик-99). Постановление Правительства Москвы от 10.03.1998 № 173 «О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 16 мая 1995 г. №417 «Об утверждении прейскуранта на переработку и захоронение твердых бытовых отходов». Постановление Правительства Москвы от 09.12.1997 №865 (с изм. От 27.08.2002) «О строительстве в промышленно-коммунальной зоне «Бутово» г. Москвы мусороперегрузочного комплекса по утилизации твердых бытовых отходов». Постановление Правительства Москвы от 18.11.1997 №807 (ред. От 10.08.1998) «О ходе работ по снижению вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду и здоровье населения г. Москвы» Распоряжение Мэра от 03.11.1997 №858-РМ «О состоянии и мерах по совершенствованию системы сбора, переработки и утилизации брошенных и разукомплектованных транспортных средств». Постановление Правительства Москвы от 14.10.1997 №737 «О перспективном функциональном зонировании территории г Москвы». Распоряжение Правительства Москвы первого заместителя Премьера от 04.09.1997 №917-РЭП (ред. От 31.07.1998) «О проведении конкурсов по созданию технологий и производств для утилизации медицинских, промышленных и бытовых отходов». Постановление Правительства Москвы от 17.12.2002 №1030-ПП «О ходе выполнения программы реконструкции и строительства объектов санитарной очистки г. Москвы». Распоряжение первого заместителя Мэра в Правительстве Москвы от 07.10.2002 № 569-РЗМ «О создании регионального консультативного совета по координации работ в области обращения с отходами производства и потребления на территории г. Москвы и Московской области». Распоряжение Правительства Москвы от 10.09.2002 № 1334-РП «О создании централизованной системы сбора полимерной тары». Постановление Правительства Москвы от 20.08.2002 №654-ПП «Об итогах проведения конкурса по благоустройству города «Московский дворик – 2002» и проведении конкурса по благоустройству города «Московский дворик- 2003». Распоряжение Правительства Москвы от 30.05.2002 №754-РП «О совершенствовании и развитии существующей системы сбора и переработки изношенных автопокрышек». Распоряжение Мэра от 04.12.2001 №1099-РМ «О создании производств по утилизации и переработке полимерной тары». |
Распоряжение Правительства Москвы Премьера от 02.08.2001 №703-РП «О дополнительных мерах по созданию производств по переработке изношенных автопокрышек». Распоряжение Правительства Москвы Премьера от 09.12.2000 №1213-РП «Об организации работ по созданию специализированных производств по переработке изношенных автопокрышек». Постановление Правительства Москвы от 16.05.2000 №330 «О ходе выполнения Постановления Правительства Москвы от 26.01.99 № 55 «О мерах по развитию технического сервиса автотранспортных средств». Распоряжение Правительства Москвы Премьера от 14.12.1999 №1215-РП «О дополнительных мерах по упорядочению работы пунктов приема лома цветных и черных металлов в г. Москве». Постановление Правительства Москвы от 07.12.1999 № 1125 (ред. От 31.07.2001) «О создании общегородской системы сбора и переработки автотранспортных средств, подлежащих утилизации». Распоряжение Правительства Москвы первого заместителя Премьера от 20.04.1999 №329-РЗП «О внесении изменений в Распоряжение первого заместителя премьера Правительства Москвы от 17.02.1999 № 104-РЗП «О создании производственного комплекса по переработке отходов городского автотранспорта». Распоряжение Правительства Москвы премьера от 12.10.1998 №1136-РП «О проведении практической конференции «Опыт решения проблем обращения с отходами производства и использования вторичных ресурсов». Распоряжение Правительства Москвы Премьера и Губернатора МО от 31.07.1998 №847-РП-677-РГ «О проведении конкурса по созданию региональной системы сбора и переработки отработавших свинцово-кислотных аккумуляторов». Постановление Правительства Москвы от 07.04.1998 №280 «О проекте закона г. Москвы «Об обращении с отходами потребления автотранспортных средств». Распоряжение Правительства Москвы первого заместителя Премьера от 09.02.1998 № 87-РЗП «О развитии в г. Москве работ по сбору и сортировке отходов, содержащих вторичное сырье». Распоряжение Правительства Москвы первого заместителя Премьера от 04.09.97 № 917-РЗП (ред. От 31.07.1998) «О проведении конкурсов по созданию технологий и производств для утилизации медицинских, промышленных и бытовых отходов». Распоряжение Правительства Москвы Премьера от 02.11.1994 №2121-РП «О лицензировании деятельности по удалению и переработке отходов». Список использованной литературы. 1. Автомобильные дороги: безопасность, экологические проблемы, экономика (российско-германский опыт). М. Логос. 2002. 2. Вяльцев А.В., Семенова е.в. Логистика устранения отходов на предприятии: зарубежный опыт и ориентиры для России // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 5. Экономика. Вып. 3 (№19). 1999. 3. Дарулис П.В. Отходы областного города. Сбор и утилизация. Смоленск. 2000. 4. Дейвид Х. Уитфильд Поощрение и поддержка местнх инициатив по сокращению количества производимых отходов: роль правительства (Канада). 5. Иванов В.В. Рынок вторичных ресурсов // Материалы 4-го научно-методического семинара «Программы сокращения отходов: разработка и внедрение» 24-25 февраля 2000 г. 6. Инженерная экология и экологический менеджмент. М. «Логос». 2002. 7. Ишков А.Г. Осуществление государственной природоохранной политики в области обращения с отходами в г. Москве //Материалы 4-го научно-методического семинара «Программы сокращения отходов: разработка и внедрение» 24-25 февраля 2000 г. 8. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». М. Изд-во НОРМА. 2001. 9. Майорова Е.И. Бутузов А.Ю. Экология и экологическое законодательство Москвы. М. ЮНИТИ. 2003. 10. Опыт работы муниципалитетов и предприятий по утилизации промышленных и бытовых отходов: Материалы научно-практического семинара г. Новокузнецк. 11. Петелин Ю.Ю., Солдатов С.П. О пиролизно-восстановительной переработке твердых отходов в автомобильно-дорожной отрасли. // Тезисы докладов Научно-технической конференции «Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса 4-5 февраля 2003 г. 12. Ресурсы Internet, База данных «Консультант плюс», «Консультант плюс – региональное законодательство», данные Управления транспорта и связи Правительства Москвы 13. Экология Москвы. Решения. Проблемы. Перспективы. М. 1997 г. |
Примечания: [1] Рециклинг дословно означает «возвращение в оборот». [2] См. таблицы. [3] Сведения по отчетным данным префектур административных округов на 26.12.2002. [4] Автомобильные дороги: безопасность, экологические проблемы экономики (российско-германский опыт). М. Логос. 2002. [5] Москва: ситуация и намерения//Зеленый мир. Спец. Выпуск №25-26. 2001. [6] К ним относятся: международная организация по стандартизации (ИСО), международная организация предприятий автомобильной промышленности (МОПАП), комитет связи по вопросам автомобильного оборудования и автомобильных деталей (КСАОД), Брюссельская рабочая группа 1952 года (БРГ), Международная ассоциация заводов-изготовителей мотоциклов (МАЗМ), международный комитет по техническому осмотру автотранспортных средств (МКТА), европейская техническая организация по вопросам пневматических шин и ободьев колес (ЕТОПОК), международная ассоциация автомобилизма (МФА). [7] «Планирование и принятие решений должны осуществляться отталкиваясь от отходов, обеспечивая тем самым «замкнутый цикл материалов» (Закон о рециклинге Германии). [8] Создан сайт СРБК (www.rcbc.bc.ca) и печатный каталог. [9] По данным Европейской Ассоциации по вторичной переработке шин (ЕТРА) в Европе ежегодно образуется около 2 млн. тонн амортизированных автомобильных шин, а объем их переработки методом измельчения не превышает 10%. Большая часть собираемых шин (20%) используется как топливо. Е.Е. Белоусова, |