II. Федеральное законодательство в области рециклинга и опыт субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации сегодня отсутствует закон, касающийся авторециклинга; работает лишь ряд нормативно-правовых актов, касающийся проблемы переработки всех видов отходов: Федеральный Закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от. 10.01.2003) «Об отходах производства и потребления», Федеральный Закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. 10.01.2003) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный Закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 № 16 «О введении в действие санитарных правил» (Санитарные правила 2.1.7.1038-01. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов), Постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 №370 «Об утверждении правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения», Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН). В соответствии с Федеральным Законом «Об охране окружающей природной среды» руководство работой по нормированию размещения отходов должно осуществляться органами исполнительной власти г. Москвы, органами местного самоуправления совместно со специально уполномоченными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, а также органами санитарно-эпидемиологического надзора. В субъектах Российской Федерации вопросы организации рециклинга и создания нормативно-правовой базы также находятся на стадии становления. Так, чаще всего встречаются законы: «Об отходах производства и потребления» (Республики Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Хабаровский край, Калининградская область и др.); «Об административной ответственности за правонарушения в сфере сбора (заготовки), переработки, реализации лома и отходов цветных и черных металлов» и подобные им (Республика Башкортостан, Алтайский край, Владимирская, Брянская, Астраханская, Калининградская, Калужская области и др.); «О программе социально-экономического развития…» (Республика Бурятия). Возможно, это обусловлено особенностями различного экономического уровня развития регионов, для которых общее количество необходимых к переработке автотранспортных средств еще не стало критическим. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на два момента: 1. В Законе Республики Татарстан от 02.07.97 №1243 (ред. от 25.10.01) в разделе III «Экологические требования при размещении, проектировании строительства, реконструкции и эксплуатации предприятий, сооружений и других объектов, связанных с управлением и транспортированием отходов» определено, что «Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Результаты общественной экологической экспертизы, проводимой научными коллективами, общественными объединениями по их инициативе обязательны для рассмотрения соответствующими органами государственной экологической экспертизы. В необходимых случаях при размещении объектов, затрагивающих экологические интересы населения, решения принимаются по результатам референдума» (ст.11). Данное регулирование проблем особенно актуально в Москве, т.к. москвичи часто выступают против строительства предприятий по сортировке и переработке отходов, организации стоянок для хранения старых автомобилей. 2. В аналогичном Законе Республики Адыгея от 19.07.1999 №136 (ред. от 08.11.2001) необходимость привлечения ученых и применения новых технических разработок выделена в отдельную главу «Информация и научные исследования в сфере обращения с отходами». Нужно отметить, что разработка пакета законопроектов по авторециклингу осложняется, прежде всего, полным отсутствием федеральной законодательной базы в этой области, необходимостью заново создавать правовое поле, необходимые размеры которого можно представить, рассмотрев, например, аналогичный закон Германии о рециклинге. В нем более 500 страниц текста, в котором подробно расписаны все регламенты взаимоотношений между владельцами автотранспортных средств, производителями, перерабатывающими организациями и органами государственной власти.
|