— В обществе до сих пор очень мало понимания того, что за продукты нефтехимия производит и почему их применение все время растет. Например, за последние 40 лет потребление полимеров, замещающих стекло, бетон и металлы, выросло в 40 раз, а потребление самих этих материалов – в диапазоне от 3 до 8 раз. Почему такая разница? Полимерам в процессе производства придаются свойства, которых у других материалов в принципе нет. Новые материалы помогают человеку реализовывать его потребности. Те же материалы помогают снизить экологическую нагрузку. Например, вспенивающийся полистирол – это теплоизоляция, то есть сокращение потерь энергии в коммунально-бытовом хозяйстве, соответственно, сокращение сжигания углеводородов. Автомобили и самолеты сегодня потребляют меньше топлива, так как стали легче благодаря полимерам. Производство материалов, которые замещаются полимерами, тех же металлов, очень энергоемко и не всегда дружественно природе – вспомним коксохимические производства или алюминиевые заводы. Путь сокращения энергопотребления через замену на полимерные материалы очень важен. Все альтернативные источники энергии вместе взятые смогут закрыть только прирост энергопотребления в мире. А использование продуктов нефтехимии помогает сокращать потребление энергии кардинально. Использование в качестве сырья попутного нефтяного газа сокращает выбросы СО2 - или это сокращение перекрывается следующими переделами с их собственными выбросами? Если посмотреть на нашу инвестиционную программу с 2005 по 2010 год, вложения в углеводородное сырье привели к очень серьезному увеличению переработки попутного нефтяного газа. С точки зрения экологии это было явно позитивное развитие. СИБУР как крупнейший переработчик попутногонефтяного газа в России, очевидно, выполняет положительную экологическую миссию. Мы считаем, что в выбросах СО2 мы в 2,5 – 3 раза больше сохраняем для природы, чем наносим вреда. С точки зрения экономики это тоже было правильное развитие. Хотя причины, по которым мы туда инвестировали, были скорее экономическими, чем экологическими, можно сказать, что, активно развивая компанию, мы вносим позитивный вклад в экологию. Опасения по поводу экологических рисков нефтехимии вряд ли можно развеять без объективной оценки этих рисков и трансляции этой оценки в общество. Как любая индустрия, нефтехимия создает техногенную нагрузку на окружающую среду и порождает вопросы, связанные с утилизацией ее продуктов. Техногенная нагрузка – это выбросы и последствия нештатных ситуаций. Здесь стоит сказать, что сегодняшний образ нефтехимии базируется на стереотипах сорокалетней давности. Если говорить о Советском Союзе, негативное восприятие нефтехимии в общественном сознании во многом идет от огромного количества аварий. Томск в семидесятых годах запускался с тремя серьезными взрывами с большим количеством погибших. За тридцать лет до того было еще хуже. На «Капролактаме» в Дзержинске только за 1940 год зарегистрировано 76 аварий и 148 несчастных случаев. Если вы посмотрите на технологии сегодня, многие из них лицензированы, они создаются там, где экологические требования достаточно жестки, соответственно, в них заложено решение, более безопасное и достаточно дружественное к окружающей среде. Сегодня, если мы строим новое нефтехимическое производство на месте старого, технология становится гораздо более чистой, поэтому в случае такой замены нужно говорить о пользе для экологии, а не о вреде. Но так логика в обществе еще не отстроена. Как, допустим, изменился уровень безопасности автомобилей, так изменилась и нефтехимическая промышленность. Но, в отличие от автомобильной отрасли, нефтехимия посылает намного меньше сигналов обществу, потому что она по сути своей не та отрасль, которая обращается к потребителю. |