Мощности отечественной спиртовой отрасли задействованы лишь на половину. Большая часть произведенной продукции этой отраслью используется в производстве бытовой химии, парфюмерии, ЛКМ. С недавнего времени стало развиваться топливное направление. Как известно, с начала 2006 года любой этиловый спирт подакцизен, в том числе денатурированный спирт, содержащий специальные добавки, которые препятствуют его попаданию в подпольную алкогольную сферу. Акциз на него составляет 21,5 рублей за литр, в не зависимости от тех нужд, для которых он приобретается. В результате, этот спирт теперь обходится химической промышленности почти вдвое дороже, чем до принятия этого закона. В результате, его стало нецелесообразно применять в таких подотраслях, как лакокрасочная промышленность, бытовая химия, стали непонятными перспективы биоэтанольного топлива в России. Хотя в Законодательстве и предусмотрено возможность зачета акциза за счет собственных налогов для потребителей, использующих этиловый спирт для производства неспиртосодержащей продукции – например, этилацетата, но это всего лишь пятая часть от совокупного потребления денатурированного спирта. Другим моментом является регулирование оборота собственно спиртосодержащей продукции и акцизов на нее. Любая продукция, содержащая более 1,5% этилового спирта, считается таковой. Если же эта непищевая продукция содержит более 9% этилового спирта, то она облагается акцизом в 159 рублей за литр. В результате, пустующая ниша стеклоомывателей и другой бытовой химии заполнилась продукцией на основе метилового спирта, что вряд ли поспособствовало здоровью потребителей. Единственным исключением в Законе является парфюмерная продукция фасовкой до 100 мл, которая не подпадает под акциз (хотя акциз на спирт придется заплатить ее производителю). Однако значительная часть такой продукции в соответствии с ГОСТом должна содержать не менее 85% этилового спирта, и в эту категорию не попадает. Как уже было сказано, теряет любую перспективу и российский топливный этанол, потребление которого во всем мире ежегодно растет на 20-25%. Налоги, собранные государством, несопоставимо малы с теми выгодами экономическими и экологическими выгодами, которые несет в себе топливный этанол, использованию которого даже не смогут помочь растущие цены на нефть. К тому же, к акцизу добавлено лицензирование для работы со спиртосодержащей продукцией. Конечно, стоимость лицензии в 250 тыс. руб. для НПЗ и нефтебаз – это не деньги, однако, станут ли они связываться с ее получением и дополнительным контролем со стороны налоговиков и других органов, неизвестно. Таким образом, стремясь оградить потребителя от суррогатного алкоголя, государство наносит ущерб многим перспективным направлениям химической промышленности. Производители подпольного спирта всегда найдут способ, чтобы обойти закон, а вот найдут ли законный выход потребители технического спирта и производители спиртосодержащей продукции, это другой вопрос. |