Европейский Союз Действующая Директива Европейского Союза устанавливает задачи в области повторного использования, утилизации и восстановления деталей и материалов автомобилей с истекшим сроком эксплуатации (end-of-life vehicles – ELV). В будущем большинство автомобильных деталей и материалов должны будут использоваться повторно, утилизироваться или восстанавливаться для повторного использования. Минимальный показатель в процентах, который должен быть достигнут, начиная с 2006 г., составляет 80% для повторного использования и утилизации (85% включая термический возврат). Эти минимальные показатели предполагается повысить к 2015 г. до 85% (95% включая термический возврат). Тем не менее, эти меры не будут применяться по отношению к транспортным средствам, произведенным малыми сериями, составляющими менее 500 единиц в год, в каждой из стран членов Союза. По данным Европейской комиссии, вклад автомобильной промышленности Европейского Союза составляет 34% мирового производства автомобилей. Директива также поощряет ограничение использования вредных веществ при производстве автомобилей автопроизводителями и связанными с ними производителями материалов и оборудования, а также уменьшение объемов их использования настолько, насколько это возможно. Должно также поддерживаться использование все больших объемов восстановленных для повторного использования материалов при производстве новых автомобилей для того, чтобы развивать рынки для утилизированных материалов. Материалы и детали, представленные на рынок после 1 июля 2003 г., не должны содержать свинец, ртуть, кадмий, или шестивалентный хром за исключением тех случаев, которые перечислены в Перечне исключений Директивы. Владельцы автомобилей с истекшим сроком эксплуатации могут оставить их на специальных пунктах утилизации, бесплатно для всех автомобилей, выпушенных с 1 июля 2002 г., и для всех автомобилей, чей срок эксплуатации истек к 1 января 2007 г. Япония Закон об утилизации автомобилей с истекшим сроком эксплуатации вступил в силу в Японии с января 2005 г. Данный закон регламентирует переработку продуктов измельчения автомобилей (automobile shredder residue – ASR), фторхлоруглерода (chlorofluorocarbon – CFC), и подушек безопасности. Количество автомобилей, эксплуатируемых в Японии, доходит примерно до 73 милн. или 1,7 автомобилей на человека. По оценкам экспертов, пределом для Японии является цифра примерно в 80 милн. автомобилей. В этом автомобильном секторе ежегодно продается примерно 6 миллионов новых машин, в результате чего образуется значительное количество ELV. Эти ELV разбираются на части для утилизации двигателей, трансмиссий, покрышек, аккумуляторов, каталитических нейтрализаторов, черных и цветных металлов и прочих материалов, при этом достигается коэффициент извлечения для автомобилей 80-83%. Оставшиеся 17-20%, которые состоят из продуктов измельчения автомобильных деталей, признаются слишком плохо поддающимися переработке, их принято рассматривать как отходы, и они, по большей части, подлежат захоронению. В связи с процессом демонтажа отживших свой век автомобилей возникает целый ряд проблем. Сюда входят: увеличение числа случаев незаконной выгрузки ASR по мере того, как свалки начинают достигать пределов своей нагрузки, и ненадлежащая переработка на этапе демонтажа подушек безопасности, в состав которых входят вредные вещества. Закон об утилизации автомобилей был принят в июле 2002 г. для того, чтобы решать эти проблемы и снизить нагрузку на окружающую среду. Согласно этому Закону производители автомобилей (включая импортеров) обязаны получать обратно все свои изделия из CFC, подушки безопасности и ASR и подвергать их утилизации и соответствующей обработке. Затраты на переработку являются ответственностью пользователей в виде сбора на утилизацию, этот сбор выплачивается при покупке нового автомобиля. Поставленные Министерством экономики, торговли и промышленности в июле 2005 года задачи утилизации предусматривают переработку, по крайней мере, 85% подушек безопасности к 2007 г. Доля утилизации, определенная для ASR, которые трудно перерабатывать, должна составлять min 30% к 2005 г., min 50% к 2010 г., и min 70% к 2015 г. (что соответствует темпам утилизации автомобилей 88%, 92%, и 95%, соответственно). В Японии, где утилизируется большая часть пластмасс, большинство продукции , такой как автомобили, телевизоры, холодильники, стиральные машины и кондиционеры, производят с учетом требований законодательных актов внешнего рынка. Такой подход с точки зрения конечного использования продукта обусловлен строгостью федерального законодательства Японии, которое основывается на принципе «трех R» («Recycle, Recovery, and Reuse» – «Утилизация, Восстановление и Повторное использование»). Компания Toyota является хорошим примером реализации этого подхода. В соответствии с планом по экологической деятельности в 2005 финансовом году компания Toyota осуществила следующие основные инициативы: - наладила утилизацию и обнародовала документ «Видение утилизации компанией Toyota»; - для регулирования в сфере опасных отходов был создан подкомитет в рамках Комитета по рециклингу; - компания включила в новый предварительный документ многочисленные меры по сохранению окружающей среды, включая проектирование с учётом возможностей повторного использования, и данные по уменьшению объемов опасных материалов; - была завершена проверка технологии утилизации/восстановления ASR; - разработаны техническим центром утилизации автомобилей компании Toyota различные устройства демонтажа; - усилены ответные меры Toyota в связи с законом об утилизации автомобилей в Японии. В июне 2005 г. компания объявила о принятии и внедрении документа «Видение утилизации компанией Toyota», долгосрочного плана утилизации автомобилей с истекшим сроком эксплуатации. «Видение утилизации» предназначено для достижения в кратчайшие сроки утилизации автомобилей на уровне 95% (70% для ASR). Эти показатели должны быть достигнуты к 2015 г.; в документе также определяются среднесрочные задачи и уточняются планы действий вплоть до 2010 г. В 2005 финансовом году, Toyota начала выполнение этого плана. Таблица 1. Утилизация с точки зрения компании Toyota Раздел | Задача | Непрерывное усовершенствование процесса переработки деталей автомобилей в Японии и Европе. | Скорейшее выполнение задач содержащихся в Поставлении Министерства экономики, торговли и промышленности Японии;Непрерывное достижение задач содержащихся в Директиве Европейского Союза. | Расширение использования воспроизводимых ресурсов и утилизированных материалов. | Разработка технологии, позволяющей использовать 20% пластика при производстве деталей к 2015 г. (сочетая Eco-Plastic компании Toyota и утилизированные материалы). | Расширение применения повторно используемых деталей. | 10-кратное увеличение продаж повторно используемых деталей к 2010 г. (по сравнению с 2002 г.). | Уменьшение объемов использования опасных материалов. | Установление единых мировых стандартов для филиалов компании Toyota 2005 г. | Внедрение с 2007 г. на рынки Японии и Европы автомобилей с нулевым содержанием таких запрещенных веществ, как свинец, ртуть, кадмий и шестивалентный хром. В Японии содержание свинца должно быть снижено до 1/10 или менее от уровня 1996 г., что соответствует значениям для Европейского Союза. |
Северная Америка Так же, как в Японии и Европе, в Северной Америке утилизации подвергается значительная доля материалов автомобилей с истекшим сроком эксплуатации, преимущественно это металл. Хотя важность утилизации ASR признается, это не рассматривается, как насущная проблема. Благодаря том, что нет дефицита площадей, необходимых для захоронения, затраты на обработку не особенно высоки. В Северной Америке также развита крупномасштабная индустрия повторного использования деталей из автомобилей с истекшим сроком эксплуатации. Но при этом многочисленные отслужившие свой срок автомобили находятся сейчас на огромных автомобильных свалках. Всякий, кому нужны такие детали, может снять их с автомобилей на этих свалках. Для подрядчиков, занимающихся демонтажем деталей, поставка их в мастерские по ремонту является важной частью бизнеса. В настоящее время в Северной Америке, важной проблемой, связанной с автомобилями с истекшим сроком эксплуатации, является предотвращение загрязнения ртутью окружающей среды, особенно, в районе Великих озер. Законодательство штатов Вермонт и Мэн регламентирует параметры всей продукции, включая автомобили, содержащие ртуть. В других штатах США и в Канаде имеются позитивные сдвиги для принятия таких же законов. Снижение содержания ртути, используемой в деталях автомобилей, дошло до этапа, на котором никакие детали, содержащие ртуть, не используются в продаваемых в настоящее время новых автомобилях, за исключением некоторых деталей, необходимых для обеспечения безопасности.
Шесть вариантов утилизации PlasticsEurope недавно опубликовала исследование, показывающее, что механическая утилизация деталей из пластмассы выгодна с точки зрения сохранения окружающей среды только там, где перерабатываются крупные, легко доступные детали, произведенные из одного материала. В противном случае рециклинг сырья и получение топлива за счет утилизации отходов являются, в основном, самыми эффективными методами по отношению к автомобилям с истекшим сроком эксплуатации. Эта информация представляет собой первые количественные данные сопоставления вариантов утилизации и получения топлива за счет утилизации пластмассовых деталей автомобилей с истекшим сроком эксплуатации. Такой анализ сыграет важную роль при определении дальнейшей судьбы примерно 8 млн. автомобилей, ежегодно выходящих из эксплуатации в Европе. Использование пластмассы при производстве автомобилей неуклонно растет, и ожидается, что от 12 млн. ELV к 2015 г. будет получено 1,3 млн. т пластмассовых отходов. Шесть вариантов утилизации отходов из пластмассы (механическая переработка, шахтная печь, цементообжигательная печь, производство синтетического горючего газа, сжигание отходов, захоронение) были рассмотрены в исследовании для переработки семи компонентов автомобиля (бамперов, подушек сидений, впускных коллекторов, бачков стеклоомывателя, воздуховодов, рассеивателей фар, корпусов зеркал). Выводы исследования: 1) механическая утилизация является наилучшим выбором, в основном, для больших, легко доступных деталей изготовленных из одного материала; 2) для большинства деталей наилучшими методами являются получение сырья и утилизация отходов в качестве топлива; 3) анализ всего срока эксплуатации показывает, что использование деталей автомобилей, изготовленных из пластмассы, вносит наибольший вклад в борьбу с воздействием на окружающую среду; 4) из всех рассмотренных вариантов самую низкую экологическую эффективность имеет вариант захоронения. |