Основная цель Целью Киотского Протокола является снижение выбросов парниковых газов на планете к 2008-2012 годам на 5,2% в сравнении с 1990 годом. Однако если учитывать уровни выбросов, которые могли бы быть получены к 2010 году в отсутствие Киотского Протокола, то данная цель означает снижение на 29%. Киотский Протокол устанавливает отдельные цели по снижению выбросов для каждой индустриально развитой страны, но не включает в себя развивающиеся страны. Чтобы достичь этих целей, большинству участвующих в договоре стран придется сочетать несколько стратегий: - ограничение своих самых крупных загрязнителей; - регулирование транспортной отрасли для замедления роста или снижения уровня выбросов от автомобилей. - более значительное использование возобновляемых источников энергии – например, солнечной энергии, ветра и биодизеля – вместо ископаемого топлива. Большинство индустриально развитых стран поддерживают Киотский Протокол. Единственным исключением стали Соединенные Штаты Америки, которые являются мировым лидером по уровню выбросов парниковых газов, более 25% общего количества. Австралия также отказалась подписать Киотский Протокол. История Переговоры по Киотскому Протоколу проходили в декабре 1997 года в городе Киото, Япония. Этот договор был открыт для подписания 16 марта 1998 года. По условиям соглашения Киотский Протокол вступает в силу не раньше, чем через 90 дней после его ратификации минимум 55 странами, входящими в РКИКООН. Другим условием было то, что на долю странах его ратифицировавших должно приходиться минимум 55% общемировых выбросов углекислого газа на 1990 год. Первое условие было выполнено 23 мая 2002 года, когда Исландия стала 55 страной, ратифицировавшей Киотский Протокол. После ратификации соглашения Россией в ноябре 2004 года было выполнено второе условие, и Киотский Протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года. Джордж В. Буш, будучи кандидатом в президенты США, обещал снизить выбросы углекислого газа. Однако, вскоре после победы на выборах в 2001 году, президент Буш оставил Киотский Протокол без поддержки США и отказался представить его на ратификацию в Конгресс. Альтернативный план Вместо этого Буш предложил содержащий поощрения план для американских предприятий по добровольному снижению выбросов парниковых газов на 4,5% к 2010 году, что по его заявлению приравнивается к прекращению использования 70 миллионов автомобилей. Однако, согласно данным Департамента энергетики США, план Буша, вместо требуемого по договору 7% снижения, на самом деле приведет к 30% увеличению выбросов парниковых газов в США в сравнении с уровнем 1990 года. Это происходит потому, что план Буша предлагает снижение против нынешних выбросов вместо контрольной точки 1990 года, которую использует Киотский Протокол. Несмотря на то, что его решение нанесло серьезный удар по возможности участия США в Киотском Протоколе, Буш был не одинок в своем противостоянии. Перед началом переговоров по Киотскому Протоколу, Сенат США принял резолюцию, в которой говорилось о нецелесообразности подписания Соединенными Штатами каких-либо протоколов, не содержащих целей и графиков как для развивающихся, так и для индустриально развитых стран, или способных «нанести серьезный вред экономике США». Аргументы «за» Сторонники Киотского Протокола заявляют, что снижение выбросов парниковых газов станет серьезным достижением в деле замедления или устранения глобального потепления, и что требуется немедленная организация межгосударственного сотрудничества, если мир хочет сохранить сколько-нибудь серьезную надежду на предотвращение разрушительных изменений климата. Ученые соглашаются с тем, что даже небольшое увеличение средней температуры на планете может привести к значительным климатическим и погодным изменениям, а также оказать огромное воздействие на фауну, флору и человеческое общество. Ускорение темпов глобального потепления Многие ученые полагают, что к 2100 году средняя температура на планете увеличится на 1,4-5,8°C. Это увеличение отображает значительное ускорение темпов глобального потепления. Например, в течение 20 века средняя температура на плане увеличилась лишь на 0,6°C. Это ускорение накопления парниковых газов и глобального потепления стало результатом двух главных причин: суммарное воздействие 150 лет мировой индустриализации; и таких факторов, как перенаселение и вырубка лесов в сочетании с ростом количества заводов, работающих на бензине транспортных средств и механизмов по всему миру. Что необходимо сделать немедленно Сторонники Киотского Протокола утверждают, что принятие немедленных мер по снижению выбросов парниковых газов может замедлить или обратить глобальное потепление, а также предотвратить или смягчить многие самые серьезные из связанных с ним проблем. Многие считают отказ США от участия в договоре безответственным и обвиняют президента Буша в потворстве нефтяной и газовой индустрии. Эксперты предполагают, что Киотский Протокол не будет действовать без участия США вследствие того, что Соединенные Штаты несут ответственность за большую долю выбросов парниковых газов в мире и являются одной из главных причин проблемы глобального потепления. Аргументы «против» В целом, аргументы против Киотского Протокола распределяются на три категории: большие требования, слабая отдача, необходимости в этом нет. Отвергая Киотский Протокол, принятый 178 другими странами, президент Буш заявил, что требования договора нанесут вред экономике США, приведут к экономическим убыткам в размере 400 миллиардов долларов и появлению 4,9 миллиона безработных. Буш также возражал против поблажек для развивающихся стран. Решение президента вызвало резкую критику даже среди союзников США и групп защитников окружающей среды в США и по всему миру. Критика Протокола Некоторые критики, в том числе и некоторые ученые, скептически относятся к фундаментальному научному основанию глобального потепления и заявляют об отсутствии каких-либо настоящих доказательств того, что температура поверхности Земли растет по причине деятельности человека. Например, Российская Академия Наук назвала «сугубо политическим» решение российского правительства об одобрении Киотского Протокола и заявила, что у него нет «научного оправдания». Некоторые противники говорят, что договора недостаточно для снижения количества парниковых газов, и многие из таких критиков также сомневаются в эффективности таких действий, как насаждение лесов для создания кредитов по торговле выбросами, на которые рассчитывают многие страны для достижения своих целей. Они утверждают, что насаждение лесов может увеличить содержание углекислого газа в течение первых 10 лет из-за роста новых лесов и выделения углекислого газа из почвы. Другие считают, что если промышленно развитые страны снизят свои потребности в ископаемом топливе, то цены на уголь, нефть и газ пойдут вниз и станут приемлемыми для развивающихся стран. Таким образом, источник выбросов просто переместится, и снижения их суммарного объема не произойдет. Наконец, некоторые критики говорят, что договор сосредоточен на парниковых газах и не уделяет внимания росту населения и другим вопросам, влияющим на глобальное потепление. Это делает Киотский Протокол скорее антииндустриальным планом, чем попыткой справиться с глобальным потеплением. Противостояние Несмотря на позицию администрации Буша по Киотскому Протоколу, народная поддержка договора в США остается сильной. К июню 2005 года 165 городов США проголосовали за поддержку договора после того, как Сиэтл возглавил общенациональную компанию по организации такой поддержки. Помимо этого, на участии США продолжают настаивать экологические организации. В то же время, администрация Буша по-прежнему ищет варианты. США возглавили создание Азиатско-Тихоокеанского Партнерства по Экологическому Развитию и Климату, международного соглашения о заключении которого было объявлено 28 июля 2005 года на встрече Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (ASEAN). Соединенные Штаты, Австралия, Индия, Япония, Южная Корея и Китайская Народная Республика договорились об осуществлении общей стратегии по снижению выбросов парниковых газов наполовину к концу 21 века. Страны ASEAN – это порядка 50% общемировых выбросов парниковых газов, потребления энергии, населения и ВВП. В отличие от Киотского Протокола, налагающего обязательные цели, новое соглашение позволяет странам устанавливать свои нормы по снижению выбросов, но не принуждает их. Во время подписания Министр иностранных дел Австралии, Александр Доунер, заявил, что новое партнерство станет дополнением к Киотскому соглашению: «Я считаю, что изменение климата представляет собой проблему, и мне кажется, что Киото не решит ее… Я думаю, что сделать предстоит гораздо больше.» Независимо от нашего отношения к участию США в Киотском Протоколе, в ближайшее время положение дел, скорее всего не изменится. Президент Буш по-прежнему возражает против договора, а у Конгресса отсутствует сильная политическая воля, чтобы повлиять на позицию президента, хотя Сенат США в 2005 году и проголосовал за отмену своего предыдущего запрета на введение обязательных ограничений по уровню загрязнения. Киотский Протокол будет работать без участия США, и администрация Буша продолжит свой поиск менее жестких альтернатив. Возможно, на вопрос об их эффективности в сравнении с Киотским Протоколом можно будет ответить только тогда, когда будет уже слишком поздно. |