Что же касается предполагаемых масштабов зарождающегося «зеленого бизнеса», то, по оценке известного британского экономиста Николаса Стерна, уже к 2050 году ежегодный объем рынка технологий и систем, позволяющих снизить углеродоемкость производства энергии, превысит 500 млрд долларов. Но пока этот «зеленый рынок» лишь формируется, и у наиболее дальновидных российских компаний еще есть шанс зарезервировать на нем свои позиции. В интервью г-н Дерипаска рассказал, в чем, по его мнению, заключается важность текущего экологического момента. Олег Дерипаска
— Олег Владимирович, вы получили естественнонаучное образование на физфаке МГУ. С вашей точки зрения, насколько научно обоснована экологическая идеология, которую сегодня начинает разделять большинство мировой элиты? — За этой экологической парадигмой стоят вполне респектабельные научные исследования. Но вот что еще важно: мир сейчас сдвинулся, на смену нескольким технологическим революциям пришла революция организационная и, если хотите, мировоззренческая. Критические изменения идут в организации процессов производства, в бизнес-процессах. Раньше в мировой экономике превалировала парадигма less cost (минимизация издержек). Сейчас ей на смену пришла другая — no waste (никаких отходов, еще ее называют «идеология нулевых отходов»). Это только кажется игрой слов, на самом деле возьмите практически любой традиционный производственный процесс: даже при большой глубине переработки вы получаете существенное количество отходов, причем отходов зачастую вредных. Из общих соображений понятно, что, чем больше отходов, тем меньше полезного продукта, так что экономическая логика здесь тоже прослеживается. — Есть ли, по вашему мнению, сколько-нибудь заметная корреляция между уровнем экологической активности крупных компаний и их рыночными показателями (прежде всего уровнем рыночной капитализации)? — Да, корреляция существует. Еще в 1995 году американский экономист Майкл Портер выявил, что экологически безответственное поведение является признаком операционной неэффективности предприятия и в итоге ведет к снижению его конкурентоспособности. С тех пор опубликовано большое количество исследований о возможном влиянии экологической активности компании на ее финансовые показатели, в которых между данными параметрами была установлена позитивная корреляция. Так, компании с эффективной системой экологического менеджмента, как правило, добиваются значительного улучшения операционных результатов. За счет внедрения новых технологий они имеют возможность рационально использовать имеющиеся ресурсы и энергию. Более того, превентивные экологические мероприятия обходятся намного дешевле затрат по ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду: по данным Всемирного банка, затраты по устранению негативных воздействий на окружающую среду в 30–35 раз выше затрат на превентивные экологические мероприятия. Важно и то, что наряду с улучшением финансовых результатов экологическая активность положительно сказывается на общей репутации компании, является отражением степени ее инновационности и качества менеджмента. И хотя эти показатели не имеют прямого материального выражения, они также оказывают значительное влияние на рыночную капитализацию. Наконец, не следует забывать о том, что кроме прямых доходов важнейшую роль в стратегии любых серьезных компаний играют вопросы обеспечения долгосрочной стабильности бизнеса. И если в какой-то момент у компании возникают проблемы, которые ставят эту стабильность под сомнение, ее руководители просто обязаны быстро реагировать на них и находить эффективные механизмы исправления ситуации. Экологический прессинг — это как раз одна из таких проблем, с которыми столкнулись многие западные промышленные компании во второй половине прошлого века. Вспомните, например, какие трудности возникли в конце пятидесятых годов у того же «Дюпона», и посмотрите, как сильно он с тех пор изменился. Схожая эволюция происходит и с ведущими нефтяными компаниями Запада.
|