Кроме того, необходимо: установить обязательным условием аренды для участников использования лесного фонда, при проведении конкурсов и аукционов, полное использование стволовой древесины на собственных мощностях или наличие контрактов на её поставку; запретить огневую очистку лесосек и другие методы оставления отходов на территории; пересмотреть существующие методики по определению лимитов на размещение отходов; организовать единую и доступную систему учета отходов; повысить экспортную пошлину на продукцию переработки с низкой добавленной стоимостью. Необходимо в крае восстановить государственный контроль над лесами, примыкающими к городам и посёлкам, садоводческим кооперативам. Большие участки государственного леса, выведенные из лесопользования при строительстве кооперативов, остались без надзора вдоль рек и оврагов, на горных склонах, на лесозащитных полосах вдоль дорог, подвергаются браконьерским рубкам, выжигаются палами с целью заготовки папоротника и дров. Населением на них ведется выборочная заготовка стволовой древесины наиболее ценных пород деревьев (кедра, пихты, амурского бархата, ясеня) для продажи фирмам, занимающимся экспортом леса, и на дрова. Единственной стороной, обладающей сегодня возможностью остановить браконьерство, является государство. Резервом древесной биомассы для топлива могут быть рубки леса вдоль транспортных магистралей, дорог, просек под прокладку трубопроводов, линий связи и электропередач, парки и лесные зоны городов в рубках ухода за ними. Нужны мобильные установки по переработке отходов, например, в жидкое топливо, для тех же эксплуатационных организаций. Работы по созданию подобной установки для переработки отходов любой биомассы в Приморском крае ведет НПП "Энергия - КМ". В Приморском крае, по результатам разведочных работ геологов, имеется 153 месторождения торфа с суммарным запасом 168 917 тыс. т. В основном они расположены в северных малонаселенных районах края, вдали от транспортных магистралей и автодорог. Торф - длительно возобновляемая биомасса, накопление и разложение которой происходит и в настоящее время (десятые доли миллиметра за год). Месторождения топливного торфа образуются через сотни и тысячи лет, и сжигание торфа подлежит квотированию, как и всяких ископаемых топлив. Необходимо соизмерять имеющиеся ресурсы торфа, их прирост с возможным объёмом его использования. В Приморском крае торф в энергетических целях не добывался и не использовался. Добыча торфа для производства удобрений по краю снижена или полностью прекращена. При отборе торфяных месторождений в базы для энергетических объектов необходимо определять: качественные характеристики торфяных залежей, эксплуатационные запасы топливного торфа на весь срок эксплуатации энергетического объекта, географическое положение, близость к дорогам, потребителям и населенным пунктам. Всё это возможно сделать только с участием геологических служб края, где имеются необходимые данные по запасам, степени разложения торфа, зольности, влажности, средней теплоты его сгорания. В связи с высоким количеством осадков, высокой влажностью воздуха в летние месяцы в Приморском крае производство топливного торфа может приносить серьёзные убытки. В 2000 году НПП “Биотоп” предлагало организовать в Приморском крае производство брикетов из торфа и угольной мелочи. Возможно использование торфа и для производства пеллет, но спроса на них пока нет. Твердые бытовые отходы (ТБО) - возобновляемое углеродсодержащее сырьё для топливной энергетики. Основная масса ТБО в Приморском крае образуется в городах и складируется на мусорных свалках (163 свалки площадью 336 га), наблюдается также возникновение неучтенных мелких свалок в лесных массивах, вдоль рек, на морском побережье вдали от населенных пунктов и санкционированных свалок. Это связано с отсутствием в администрациях районов Приморского края какого либо плана (системы) управления отходами в лесных массивах, отведенных для садоводческих кооперативов, в пригородных лесах в местах частной застройки, на вновь осваиваемых территориях для туризма и отдыха, в том числе береговых, при эксплуатации морских судов в прибрежной зоне и портах Приморского края. Нередко мусор приходится возить на большие расстояния. Хотя свалку стали называть полигоном, всё равно она остаётся антисанитарным объектом. В городе Владивостоке количество ежегодных ТБО оценивается в 1,4 млн. м3, т.е. на одного жителя приходится 2,1 м3 или 450-525 кг отходов в год. Во Владивостоке, где проживает около 1/3 городского населения края, имеется возможность сжигать на Владивостокском мусоросжигательном заводе около 300 т ТБО в сутки. В 2000 году он дал городу дополнительной тепловой энергии 0,15⋅106 ГДж. Годовая экономия энергии по Приморскому краю при сжигании мусора может составить от 0,47·106 до 1,4·106 ГДж. Сжигание 1 тонны ТБО замещает в среднем 450 кг условного топлива. Топливная составляющая ТБО может быть расширена за счет деревянных строительных конструкций, старой мебели, деревьев, кустарников и листвы, при уходе за городскими насаждениями, и прочих горючих отходов. При этом на Владивостокском мусоросжигательном заводе необходима реконструкция технологического оборудования для подготовки этих отходов к сжиганию, газификации и очистке дымовых газов. Приморской думой 17.03.2005 г утверждена Краевая целевая программа "Отходы" на 2005-2011 гг. Согласно этой программе 6,9 тыс. т опасных отходов (II, III класс) можно подвергнуть сжиганию или использовать их как вторичное сырьё. В части районов и городах края программой предусматривается строительство мини-электростанций, газогенераторных водогрейных котлов для сжигания древесных отходов, установок по изготовлению брикетов. Однако, мощности и производительность установок не определены, нет оценки объёмов поставки отходов на перспективу, экономическая оценка эффективности их не дана. Отходы биомассы канализационных стоков жилищно-коммунального хозяйства и промышленности. В Приморском крае только часть канализационных стоков жилищно-коммунального хозяйства и промышленных предприятий проходит очистку от содержащихся в них отходов биомассы на очистных сооружениях. Сухая часть осадка, в котором органического вещества содержится в среднем от 60 до 80%, составляет 2-3% от объёма канализационного стока. При анаэробном сбраживании осадка на 1кг осадка выделяется 0,4-0,5м3 биогаза, энергетические ресурсы осадков канализационных стоков г. Уссурийска, г. Владивостока и его промышленной зоны могут составить в пересчете на топливо 3-8·103 т у.т., что соответствует выработке тепловой энергии 0,086·106-0,24·106 ГДж. Необходимо учитывать также положительный опыт переработки осадка сточных вод (около 2,5 тыс. т в год) в искусственное топливо методом пиролиза на построенной по проекту НПП "Биотоп" установке для очистных сооружений МУП Водоканал на полуострове Де-Фриза. К сожалению, в краевой программе "Отходы" не нашлось места для очистных сооружений сточных вод среди первоочередных объектов и мероприятий. Возможно, это связано с тем, что осадок не рассматривается в качестве отходов производства. Отходы содержания скота, птицы и растительные отходы. По данным государственной статистики на 01.01.2000 г по численности животных, птицы, урожая полевых культур был определен энергетический ресурс отходов при получении биогаза методом анаэробного сбраживания. Ресурс составил 1,494·106 ГДж в год. Большей частью растительные отходы образуются внутри хозяйства, в связи с этим не требуется существенных расходов на их транспортировку. Возможно и непосредственное сжигание растительных отходов. Для повышения экономичности сжигания, транспортировки и хранения целесообразно прессовать мелочь растительных отходов в брикеты. Общие замечания. Планируя использование отходов лесной биомассы, торфа, отходов животноводства, полеводства, осадка сточных вод для получения энергии и топлива, важно учитывать возможность их использования в качестве корма для животных и птицы и основы для производства удобрений и лекарственных средств. Использование биомассы в энергетических целях в Приморском крае сдерживается отсутствием развитой инфраструктуры сбора, хранения и подготовки отходов к сжиганию (измельчения, гранулирования, брикетирования и сушки), отсутствием мобильных установок по переработке отходов на месте их образования, в составе очистных сооружений коммунальных стоков, промышленности, животноводческих хозяйств. При выборе систем переработки отходов, как в городах, так и в сельской местности, необходимо рассматривать варианты сооружений, установок с точки зрения минимальных затрат, экологического вреда, энергосбережения, использования нетрадиционных источников энергии. Одним из вариантов решения этих проблем размещение установок по переработки отходов в близи мест их образования. Капитализация лесных и земельных отношений, сельского и коммунального хозяйства в РФ привела к возникновению, трудно, а порой не разрешимых противоречий в вопросах строительства объектов энергетики, коммунального и сельского хозяйства, использующих биомассу и её отходы; дорожных и трубопроводных магистралей, электрических сетей и линий связи; к столкновению экологических и экономических интересов общества. По-прежнему без законодательной базы, протекционистской политики Правительства и Администрации Приморского края, нельзя надеяться на широкое внедрение в энергетику нетрадиционных источников энергии. Только взвешенная политика по налоговым льготам, кредитованию, таможенным пошлинам, льготным тарифам на тепловую и электрическую энергию и тарифам на энергию, вырабатываемую возобновляемыми источниками энергии, может способствовать созданию комплексной системы управления отходами. Необходимо значительно увеличить реальное финансирование работ по рациональному использованию отходов производства и биомассы, энергосбережению, созданию малоотходных и безотходных технологий в Приморском крае на государственном и региональном уровне. Хмельницкий В.К., Ковалев О.П., Волков А.В. Институт проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН, Владивосток, Россия www.newchemistry.ru |