Сопоставление полученных результатов проводилось в соответствии с существующими санитарно-гигиеническими и экологическими нормативами, а также с ранее полученными данными других исследований за прошлые годы. По текущим результатам исследования почв САО г.Москвы видно, что площадь территорий с повышенным содержанием загрязнителей больше ПДК сокращается, так за 5 лет площадь загрязнения тяжелыми металлами сократилась на 12%, бензапиреном уменьшилась на 23%, что можно чётко увидеть из исследований за 2005.
Выделив источники загрязнений, видно, что автомагистрали САО г.Москвы, в частности, Ленинградское и Дмитровское шоссе, являются преобладающим источником загрязнений, что за последние годы становиться серьезной экологической проблемой загрязнение среды органическими токсинами, в связи с расширением парка автотранспорта, сети АЗС, моек автомобилей, станций технического обслуживания и гаражей. Всё это приводит к тому, что в городских почвах значительно возрасло содержание бенз(а)пирена и загрязнителей 1-го и 2-го класса опасности.
Ещё одними серьезными источниками загрязнений почв являются промышленные зоны и свалки САО г.Москвы. В основном загрязняющими веществами являются тяжелые металлы. Приведём конкретные заводы, загрязняющие САО г.Москвы для каждого из исследуемых элементов: бензапирена являются автомагистрали и предприятия химического синтеза, для Pb - завод порошковой металлургии и заводы железобетонных изделий, а также автомагистрали, для Zn – завод порошковой металлургии, заводы железобетонных изделий, заводы химического синтеза и автомагистрали, для Cd и Cu – в целом преимущественных источников не выявлено в связи с тем, что 98% входят в пределы в ОДК, но исходя из теоретических предпосылок и обзора литературы, можно предположить, что источником загрязнений являются автомагистрали и городские свалки.
По итогам исследований выявлена положительная тенденция в экологической ситуации в САО г.Москвы, что говорит об эффективности проводимых в городе Правительством Москвы программ (Постановление Правительства Москвы от 28 марта 2006г. №219-ПП), которая предлагает следующие решения экологических проблем: снижение негативного воздействия автотранспорта на атмосферный воздух города и усиление контроля за объемами выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями и предприятиями тепло- и электроэнергетики; реабилитация почвенного покрова в ходе сокращения площади производственных территорий, подлежащих реорганизации; выбросы от стационарных источников уменьшились на 4 тыс. тонн; на газообразное топливо переведены два городских автотранспортных предприятия; около 200 тысяч автомобилей используют газ в качестве моторного топлива; введены в эксплуатацию 36 стационарных газозаправочных станций; введены в эксплуатацию мусоросжигательные заводы № 2 и № 4, мусороперегрузочная станция мощностью 100 тыс. тонн твердых бытовых отходов (ТБО) в год; введена в действие общегородская система сбора и переработки автотранспортных средств, подлежащих утилизации, «Авторециклинг»; за трехлетний период в городе высажено более 390 тысяч деревьев, более 1320000 кустарников, отремонтировано и создано газонов на площади более 2430 га, площадь городских цветников увеличилась до 596 тыс. кв. м.
Автор: Коротаева Светлана