На основании опыта Гродненский облисполком принял в 2000 году решение, которым обязал многие предприятия собирать и продавать ОАО «Новоельнянский межрайагроснаб» отработанные моторные масла. Высокую эффективность разработанных и внедренных мер подтвердили многочисленные участники областных совещаний промышленных, транспортных, строительных организаций и начальники районных инспекций природоохранных ресурсов и охраны окружающей среды. На достигнутом А. Скиба не остановился. Имея в своем распоряжении дешевое дизельное топливо, он загорелся идеей заняться изучением возобновляемых источников энергии. Для чего и обобщил опыт федеральных земель Германии, а также Франции, Испании, Португалии, Италии и других, где уже давно в двигателях внутреннего сгорания используют натуральное рапсовое масло. В результате получено дизельное биотопливо. Что это такое? Из всех имеющихся в распоряжении человечества «солнечных энергетических элементов» самое эффективное действующее — это масличные растения. Они «производят» масло на всех уровнях: под землей (земляные орехи), на земле (соя), над землей (рапс, лен, горчица, подсолнечник), на кустах (хлопок, фундук), на деревьях (оливы, бук, пальмы). Более 150 видов растущих по всему миру растений, способных вырабатывать масла, — это шанс, позволяющий регионам самостоятельно на местном уровне решать свои энергетические проблемы. Масло как естественный натуральный продукт можно получать обыкновенным выжиманием из семян без химической обработки. Растительное масло нетоксично и неогнеопасно. В отличие от нефтепродуктов оно не имеет отвратительного вкуса и запаха. Растительные масла нейтральны с точки зрения образования СО2 при сжигании. Они являются превосходным горючим. Расчеты показывают, что значения теплоты сгорания обычного дизельного топлива и растительного масла почти одинаковы. В Белоруссии нет хлопка, фундука, оливы, но зато хорошо растет такая зерновая культура, как рапс. Посевы под ним постоянно расширяются. Несколько лет назад в Германии в результате большой работы производителей моторов, масел, представителей академической науки, транспортников был разработан стандарт качества для рапсового масла, используемого в качестве топлива. Подобные нормы существуют в Австрии, Франции, Италии, Америке, где обычное дизельное топливо смешивают с рапсовым маслом, в результате чего получается дизельное биотопливо. Производители сельскохозяйственной техники различных государств пришли к заключению — использовать биодизель для своих машин. В Новоельне энтузиасты его применения под руководством А. Скибы вот уже два года скупают в своей округе рапсовое зерно, перерабатывают его в масло, смешивают с соляркой и успешно используют как дизельное биотопливо. Оно значительно дешевле дизтоплива, да и тракторы работают на нем стабильно. www.newchemistry.ru
|