Игорь Белолаптиков обрабатывает аэрозолем «Рохер» самые уязвимые элементы подводного нейтринного детектора Фото: Ольга Рубан Восход окрашивает ледяной покров Байкала в медно-золотистые тона. Показавшийся из-за дальнего мыса пурпурно-красный диск солнца протягивает к нашему «уазику» дорожку цвета свежей ржавчины. «Уазик», единственная движущаяся точка в этом царстве безмолвия и неподвижности, мчится с максимально возможной здесь скоростью 50 км/ч и истошно дребезжит, подпрыгивая на выступающих краях льдин и наметенных сугробах. Дорожка неотступно следует за нами. Все оттенки оранжевого и красного причудливо перемигиваются на неровностях льда. Характерный сухой треск, сопровождающийся частыми удаляющимися щелчками, заставляет оторваться от этого фантастического зрелища и вспомнить, что под нами не асфальт автострады, а лед озера Байкал и до дна здесь километра полтора. Лед расходится аккурат между колесами «уазика», трещина стремительно бежит вперед, обгоняя машину. Водитель резко поворачивает руль влево, «уазик» несет и крутит на гладком льду, но трещина, слава богу, остается в стороне. «Ржавая» дорожка тоже отцепляется и отскакивает куда-то назад вправо. Подобные приключения — неотъемлемая часть путешествия по льду Байкала, столь же величественного, сколь и коварного. Однако другой дороги на базу экспедиции ученых, которые развернули в глубинах озера уникальный детектор для регистрации пришедших из дальних галактик нейтрино, нет. Байкальский нейтринный детектор — одна из трех установок в мире, способных отслеживать природные потоки нейтрино высоких энергий и определять их параметры. Благодаря успешному развитию этого научного проекта Россия вот уже тридцать лет остается мировым лидером в популярном на Западе направлении astroparticle physics — исследований на стыке астрофизики и физики элементарных частиц. Уникальная подводная установка дала начало многим инновациям, некоторые из которых легли в основу новых высокотехнологичных продуктов. В нынешнем году здесь решено испытать еще одну отечественную инновацию — электроизолирующий и влаговытесняющий состав, который, как считает его разработчик, способен замедлять процесс коррозии. Год назад компания «ЛогТрансПром» с этим продуктом победила в Конкурсе русских инноваций, и вот теперь у инноваторов появился шанс внести свою маленькую лепту в успех Байкальского проекта. Ловушка для нейтрино Несмотря на активное развитие технологий антикоррозионной защиты, ржавчина ежегодно уничтожает 20–30 млн тонн металла. Подсчитано, что из 20 млрд тонн железосодержащих руд, освоенных человечеством к началу нынешнего столетия, результаты переработки почти 14 млрд тонн уже безвозвратно потеряны из-за коррозии. От этой напасти страдают в первую очередь развитые страны. По данным Европейской федерации коррозии и Международного конгресса специалистов по антикоррозионной защите, экономические потери от коррозии достигают 3–5% ВНП. А американская Национальная ассоциация инженеров-коррозионистов подсчитала убытки Штатов от коррозии в абсолютных цифрах — получилось около 300 млрд долларов в год. В нашей стране оценок экономического ущерба от коррозии не проводилось с конца 70−х годов. Однако очевидно, что у нас дела в этой области обстоят не лучше, а скорее, даже хуже, чем на Западе. В России, как известно, ржавеет все — от гвоздей и арматуры до трубопроводов, мостов и космических кораблей. Нейтринный детектор, развернутый в глубине Байкала, коррозия тоже не обошла стороной. Она стала одной из самых больших проблем, с которыми ученым приходится иметь дело при эксплуатации подводной установки. «Наш детектор представляет собой висящую под водой зонтичную конструкцию двести метров в диаметре, которая объединяет 11 гирлянд-стрингов с 228 фотоэлектронными умножителями, — рассказывает под уютный треск поленьев в печке руководитель Байкальского проекта Григорий Домогацкий, член-корреспондент РАН, заведующий Лабораторией нейтринной астрофизики высоких энергий Института ядерных исследований (ИЯИ) РАН. Деревянная изба, которая на время зимних экспедиций превращается в штаб руководителя проекта, стоит на самой кромке берега, и до ближайшей цивилизации отсюда больше сотни километров. — Нижние элементы установки находятся на глубине 1400 метров, верхние — в приповерхностном слое воды, на глубине 15–20 метров». |