БОРЬБА С КОРРОЗИЕЙ: инновация «Рохер» |
Созданный российскими инноваторами электроизолирующий аэрозоль может подавлять коррозию металлов. Если поставленный на Байкале эксперимент даст положительные результаты, инновация займет нишу замедлителей коррозии для массового потребительского рынка… |
Игорь Белолаптиков обрабатывает аэрозолем «Рохер» самые уязвимые элементы подводного нейтринного детектора Фото: Ольга Рубан Характерный сухой треск, сопровождающийся частыми удаляющимися щелчками, заставляет оторваться от этого фантастического зрелища и вспомнить, что под нами не асфальт автострады, а лед озера Байкал и до дна здесь километра полтора. Лед расходится аккурат между колесами «уазика», трещина стремительно бежит вперед, обгоняя машину. Водитель резко поворачивает руль влево, «уазик» несет и крутит на гладком льду, но трещина, слава богу, остается в стороне. «Ржавая» дорожка тоже отцепляется и отскакивает куда-то назад вправо. Подобные приключения — неотъемлемая часть путешествия по льду Байкала, столь же величественного, сколь и коварного. Однако другой дороги на базу экспедиции ученых, которые развернули в глубинах озера уникальный детектор для регистрации пришедших из дальних галактик нейтрино, нет. Байкальский нейтринный детектор — одна из трех установок в мире, способных отслеживать природные потоки нейтрино высоких энергий и определять их параметры. Благодаря успешному развитию этого научного проекта Россия вот уже тридцать лет остается мировым лидером в популярном на Западе направлении astroparticle physics — исследований на стыке астрофизики и физики элементарных частиц. Уникальная подводная установка дала начало многим инновациям, некоторые из которых легли в основу новых высокотехнологичных продуктов. В нынешнем году здесь решено испытать еще одну отечественную инновацию — электроизолирующий и влаговытесняющий состав, который, как считает его разработчик, способен замедлять процесс коррозии. Год назад компания «ЛогТрансПром» с этим продуктом победила в Конкурсе русских инноваций, и вот теперь у инноваторов появился шанс внести свою маленькую лепту в успех Байкальского проекта. Ловушка для нейтрино Несмотря на активное развитие технологий антикоррозионной защиты, ржавчина ежегодно уничтожает 20–30 млн тонн металла. Подсчитано, что из 20 млрд тонн железосодержащих руд, освоенных человечеством к началу нынешнего столетия, результаты переработки почти 14 млрд тонн уже безвозвратно потеряны из-за коррозии. От этой напасти страдают в первую очередь развитые страны. По данным Европейской федерации коррозии и Международного конгресса специалистов по антикоррозионной защите, экономические потери от коррозии достигают 3–5% ВНП. А американская Национальная ассоциация инженеров-коррозионистов подсчитала убытки Штатов от коррозии в абсолютных цифрах — получилось около 300 млрд долларов в год. В нашей стране оценок экономического ущерба от коррозии не проводилось с конца 70−х годов. Однако очевидно, что у нас дела в этой области обстоят не лучше, а скорее, даже хуже, чем на Западе. В России, как известно, ржавеет все — от гвоздей и арматуры до трубопроводов, мостов и космических кораблей. Нейтринный детектор, развернутый в глубине Байкала, коррозия тоже не обошла стороной. Она стала одной из самых больших проблем, с которыми ученым приходится иметь дело при эксплуатации подводной установки. «Наш детектор представляет собой висящую под водой зонтичную конструкцию двести метров в диаметре, которая объединяет 11 гирлянд-стрингов с 228 фотоэлектронными умножителями, — рассказывает под уютный треск поленьев в печке руководитель Байкальского проекта Григорий Домогацкий, член-корреспондент РАН, заведующий Лабораторией нейтринной астрофизики высоких энергий Института ядерных исследований (ИЯИ) РАН. Деревянная изба, которая на время зимних экспедиций превращается в штаб руководителя проекта, стоит на самой кромке берега, и до ближайшей цивилизации отсюда больше сотни километров. — Нижние элементы установки находятся на глубине 1400 метров, верхние — в приповерхностном слое воды, на глубине 15–20 метров». |
«Зонтик» содержит множество металлических составляющих: бронированные кабели, крепежные зажимы, разъемы, корпуса приборов, обечайки, болты, якоря и т. п. Вода облизывает металл круглый год, так что обычной (химической) коррозии есть где разгуляться. Но это не все. Поскольку элементы конструкции изготовлены из металлов с разной химической активностью, в местах их контакта возникает электрохимическая коррозия. Этот тип коррозии проявляется даже в том случае, если непосредственного контакта между металлами нет — за счет токов, которые стекают в воду с приборов детектора. А напряжение, поданное на многие составляющие установки, порождает анодную коррозию, при которой молекулы металла уходят с поверхности в воду в виде катионов — Fe+, Zn+ и т. д. По оценке Андрея Кошечкина, инженера-исследователя ИЯИ РАН, ток в один ампер за год может легко съесть три-четыре килограмма металла. Эти три разновидности коррозии из года в год подтачивают практически все металлические элементы и узлы установки. Из-за чего детектор не может долго работать в автономном режиме — каждый год приходится поднимать составные части конструкции из-под воды и что-то менять. И так практически все железо по кругу. И было бы еще полбеды, если бы только теряли железо. Но такое «техобслуживание» приходится проводить самим ученым — кандидатам и докторам наук. А ведь нейтринный детектор не маленький прибор на лабораторном столе. Подъем элементов конструкции с глубин Байкала, их разборка и ремонт на открытом льду в условиях сибирской зимы поглощают не только деньги, но и время, и людские силы — самый ценный ресурс проекта, которого остро не хватает на другие, более важные задачи. Чаще всего из-за коррозии выходят из строя бронированные кабели-тросы — и те, что внутри «зонтика» служат для передачи электросигналов и выполняют грузонесущие функции, и те, по которым с берега подается электропитание для аппаратуры детектора. Последние, подточенные коррозией, порой лопаются прямо на глазах у ученых, когда они начинают поднимать части конструкции из воды. «В прошлом году семижильный кабель электропитания проржавел на глубине двести метров и оборвался. Из-за этого два стринга с фотоэлектронными умножителями остались без питания, и до нынешней экспедиции установка полгода работала не на полную мощность, — рассказывает Григорий Домогацкий. — Обидно, что от коррозии страдает участок длиной всего около ста метров вблизи установки, где много стекающих с аппаратуры токов. Но приходится оставлять на дне Байкала все шесть с лишним километров кабеля и прокладывать новую кабельную линию. А это дело трудоемкое и опасное». На этом теоретическая часть о нюансах эксплуатации подводной установки закончена. Решено, что новое средство будем пробовать именно на броне кабелей. Александр Макаров, разработчик инновации, грузит ящик с опытной партией баллончиков в «уазик» руководителя проекта, у которого над колесами кружева выеденного ржавчиной железа, и мы снова трясемся на сугробах и выбоинах льдин. На этот раз наш путь лежит в ледовый лагерь, что в четырех с лишним километрах от берега. Осколок научной школы На привезенные с берега оранжевые баллончики с игривым названием «Рохер» физики-теоретики из Москвы, Санкт-Петербурга, Дубны и Иркутска — команда Байкальского проекта — поначалу смотрят с улыбкой. Но разговор по делу ставит все на свои места. — Нужно, чтобы ваш препарат не только обволакивал проволоки оплетки кабеля, но и затекал между витками. Какая у него текучесть? — спрашивает Макарова Игорь Белолаптиков, научный сотрудник Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ, г. Дубна). — Сам состав жидкий. Он распыляется из баллончика и легко затекает даже в маленькие щели. А минут через пятнадцать образуется пленка. — А какая у пленки механическая прочность? Кабель иногда приходится перегибать и растягивать. — Если протягивать кабель через шкив лебедки, то пленка, конечно, не выдержит. А вообще она достаточно эластична — выдерживает растяжение на 10 процентов и изгиб на угол до 90 градусов. — Отлично. То, что надо. А при каких температурах работает ваш препарат? — От минус 60 до плюс 250 градусов. В этом же диапазоне температур можно вести и сам процесс обработки металла. — Даже так?! Здорово! — удовлетворенно кивает головой Белолаптиков. «Здорово» означает, что составом можно будет спокойно пользоваться посреди байкальской зимы, где иногда может стукнуть и минус 40. Однако самый важный вопрос для команды физиков-практиков, которые своими руками собрали и уже несколько раз перебрали на морозе и ветру подводную установку: каковы требования к подготовке обрабатываемого металла? Как правило, подобные средства требуют идеально чистой и сухой поверхности. А сушить поднятые из-под воды конструкции на открытом льду среди зимы — занятие абсурдное. |
«Рохер» заслуживает оценку «супер», когда выясняется, что он превосходно ложится даже на сырой металл. «Специально сушить ничего не нужно. Препарат сам вытеснит влагу из всех пор и трещин на обработанной поверхности», — поясняет Александр Макаров как нечто само собой разумеющееся. И заметив, что кто-то из команды ученых отколупывает с кабеля хлопья ржавчины, добавляет: «Его можно наносить и на уже начавший коррозировать металл. Когда губка ржавчины пропитается влагоотталкивающим составом, она сама станет барьером между водой и еще нетронутым ржавчиной металлом». «Если это действительно так, будет просто отлично!» — подводит итог Игорь Белолаптиков. Примечательно, что борьба с коррозией не входила в список задач, которые решались на стадии разработки «Рохера». Он создавался как электроизолирующее, влаговытесняющее и смазывающее средство. В основе препарата — полимерные кремнийорганические соединения. Эти соединения — новое слово в данной области: до сих пор подобные средства создавали на основе полиакрилатов и полиуретанов. Кремнийорганические соединения отличаются от обычных углеродных полимеров тем, что часть атомов углерода (от нескольких процентов до 60–80%) заменена атомами кремния. Синтезом таких соединений и изучением их свойств наука начала активно заниматься в 40−х годах прошлого столетия, когда технологии позволили получать из металлического кремния жидкость. Было замечено, что при замещении углерода на кремний полученный состав проявляет неожиданные свойства. К примеру, у обычного аспирина при подобном замещении токсичность падает в тысячу раз при сохранении всех лечебных свойств. В нашей стране этой темой занимались в Институте химии и технологии элементорганических соединений (ГосНИИХТЭОС). Научная школа академика Кузьмы Андрианова, одна из самых сильных в мире, успешно работала на оборонку — создавала новые материалы, компоненты химического оружия, добавки к реактивным топливам и т. п. В частности, для обшивки космического корабля многоразового использования «Буран» были синтезированы особые кремнийорганические соединения, которые при обжиге образовывали кремний-керамику, способную выдерживать температуру в 1500–1600 градусов. Из «мирных» приложений к достижениям школы относятся материал для искусственного глазного хрусталика, силиконовые заменители кожи и мышечной ткани, а также биостимулятор роста растений, повышавший урожайность зерновых культур на 10–20%, а бахчевых и силосных — на 40–50%. В 90−х годах институт, а вместе с ним и школа Андрианова прекратили свое существование. Препарат-электроизолятор «Рохер» появился на свет в 2006 году, уже после развала школы. Александр Макаров, научный сотрудник ГосНИИХТЭОС, совместно с коллегами из Института тонкой химической технологии им. Д. И. Менделеева разработал рецептуру препарата и технологию его синтеза. А также создал особый катализатор, в присутствии которого жидкий состав быстро полимеризуется и превращается в пленку толщиной 20–30 микрон. Пленка обладает высокой адгезией к разным материалам (крепко «прилепляется» к поверхности металлов, бетонов и т. д.), способна держать тысячу вольт на пробой и абсолютно непроницаема для влаги. За счет своей гидрофобности пленка вытесняет воду, и даже если она трескается, трещина не затягивает влагу, как это происходит у аналогов «Рохера», а отталкивает, то есть продолжает защищать поверхность от соприкосновения с водой. По расчетам Макарова, срок службы пленки составит не менее двадцати лет. Электроизолирующие свойства состава и его влагостойкость уже подтверждены гостовскими испытаниями. Автор разработки уверен, что препарат-электроизолятор может с успехом замедлять процесс коррозии. Этот «побочный эффект» будет следствием того, что «Рохер» не только перекроет доступ воды к металлу, но и будет препятствовать перетеканию электронов с поверхности металла к окислителю (окислителем является растворенный в воде кислород), а значит, существенно снизит скорость и электрохимической, и анодной коррозии. Именно сочетание водоотталкивающих и электроизолирующих свойств препарата оказалось как нельзя кстати для байкальского детектора, составляющие которого находятся под напряжением и постоянно соприкасаются с водой. По идее, «Рохер» должен помочь подавить все три типа коррозии, разрушающей гордость российской науки. Удобная инновация В производственном цехе в подмосковном Красногорске операторы смешивают готовые химические компоненты, а катализатор — ноу-хау Александра Макарова — синтезируется отдельно, в собственной лаборатории компании «ЛогТрансПром».
|
На Байкале физики-теоретики перевоплощаются в инженеров-экспериментаторов и, пока на озере стоит лед, обслуживают свое большое подводное хозяйство Фото: Ольга Рубан «ЛогТрансПром», точнее, ее генеральный директор Михаил Журавский, выступил инициатором рождения «Рохера», а также инвестором и менеджером этого инновационного проекта. Изначально было решено выпускать «Рохер» в форме аэрозоля и расфасовывать в баллончики-распылители. «Нам нравится создавать новые продукты, простые и удобные в использовании, — объясняет Журавский, зачем он с партнерами пустился в эту затею. — Мы заметили, что при огромном многообразии средств, имеющихся в нише электроизоляционных материалов, ни одно их них не удовлетворяет потребителя на все сто процентов. Маслами, к примеру, невозможно обрабатывать поверхности со сложной геометрией, они не обладают достаточной адгезией. Изолента и термоусадочная пленка бесполезны, если нужно заизолировать электрические контакты в труднодоступных местах. Электротехнический вазелин, солидол и им подобные смазки нестойки и нетехнологичны — их нужно намазывать пальцем. Для нанесения электроизоляционных лаков требуются сложное оборудование и как правило высокие температуры. А наш препарат нужно просто встряхнуть и распылить — все остальное он сделает сам». За два года, 2007−й и 2008−й, в проект было вложено более 5 млн рублей. За это время и за эти деньги исходное кремнийорганическое соединение с неким набором свойств превратилось в линейку готовых продуктов под общим брендом «Рохер»: смазка «Автомобилист», консервант «Консерва», электроизолятор «Электрик» и его модификация «Водник» для условий повышенной влажности. Прежде всего инноваторы намерены продвигать препарат в двух нишах — ЖКХ и транспортная инфраструктура. В первой «Рохер» пригодится для обработки уязвимых с точки зрения электроизоляции и влагозащиты мест: электрощитов, лифтов, установленного в подвалах оборудования, антенн, водосливов, приводов гаражных ворот и даже таких мелочей, как висячие замки и дверные петли. Во второй — для защиты разных типов контактных групп и бетонных поверхностей тоннелей, опор мостов и путепроводов, которые страдают от агрессивных веществ, содержащихся в выхлопах автомобилей. «В выхлопных газах присутствует много окислов серы. При их соединении с влагой получается серная кислота, а бетон в атмосфере серной кислоты “плывет”, — объясняет Александр Макаров. — А наш препарат как раз очень хорошо стоит в кислоте». По оценкам Михаила Журавского, объемы ниши ЖКХ — тысячи тонн препарата и десятки миллионов рублей в год. Масштабы второй ниши уж точно не меньше. Основными преимуществами «Рохера» в борьбе за рынок станут удобство в эксплуатации, отсутствие хлопот с подготовкой поверхности и нетоксичность. Еще один несомненный плюс инновации — предельно простая технология применения. Узнаем через год Наступает самый ответственный момент эксперимента. Удостоверившись, что нога прочно стоит на краю майны, Александр Макаров склоняется над водой, поближе к кабелю, и направляет струю из баллончика на еще серые и уже рыжие проволоки оплетки. На обработку полутора метров кабеля выше зажима уходит секунд тридцать. Порция инновационного препарата достается и одному из двух зажимов-лягушек. Аэрозоль пузырится на металле, пузыри постепенно лопаются, образуется почти незаметное глазу бесцветное покрытие. Пробуем на ощупь — поверхность липкая, словно в клейстере. Игорь Белолаптиков прилепляет на оплетку хвостик ярко-голубой изоленты — он будет показывать границу обработанного и необработанного участков кабеля. «Ждем двадцать минут, пока завершится процесс полимеризации», — командует Александр Макаров. Мы с радостью пользуемся представившейся возможностью спрятаться в отапливаемый балок, который здесь в шутку называют кают-компанией. За горячим чаем, приправленным особыми байкальскими травами, ученые рассказывают, что, пытаясь хоть как-то обуздать коррозию, они уже перепробовали массу доступных им способов: обматывали кабели и разъемы изолентой, заливали жидкой резиной, покрывали эпоксидкой, вешали рядом с наиболее уязвимыми узлами болванки из алюминия, чтобы они оттягивали на себя блуждающие токи. Ничего не помогло. |
Интересно, что Институт физической химии и электрохимии РАН, наследник отечественной школы коррозионистов, куда специально привозили с Байкала куски съеденных ржавчиной кабелей, тоже ничем реально не сумел помочь создателям подводного детектора. И не только им. Отечественные специалисты-коррозионисты признают, что отсутствие эффективных практических методов подавления коррозии и коррозионно-стойких материалов сдерживает развитие целых отраслей. В их числе — машиностроение, металлургия, ТЭК, авиакосмическая техника и др. На массовом рынке тоже до сих пор нет средства, которое бы эффективно замедляло процесс коррозии и которым бы мог пользоваться любой неспециалист. Другими словами, ниша бытовых замедлителей коррозии, работающих по принципу «обработал и забыл», свободна. …Игорь Белолаптиков отпускает ржавый ручной тормоз лебедки. Щит с управляющими модулями и розетками разъемов медленно уходит в глубину. В прозрачной воде еще долго виден голубой «флажок» на кабеле-тросе. Откуда-то из-подо льда доносятся глухие стуки и что-то похожее на глубокие вздохи. Это первые признаки байкальской весны: за день на теплом солнце лед нагревается и расширяется, лопаясь в своей толще. Его толстый панцирь становится ненадежным, и нужно не упустить момент, чтобы вовремя свернуть ледовый лагерь. Смог ли «Рохер» приостановить коррозию, будет понятно через год, когда очередная, тридцатая по счету, зимняя экспедиция поднимет металлические конструкции и сравнит, что сталось с обработанными и с необработанными участками оплетки. Если свойства «Рохера» как замедлителя коррозии подтвердятся, для него это послужит входным билетом в колоссальную по объемам нишу подручных технических решений. Для Байкальского проекта успех эксперимента будет означать экономию самого дорогого ресурса — времени и творческой энергии команды, которые сейчас очень нужны для кардинального (в десятки раз) расширения подводной установки. Штаты при содействии Германии (проект AMANDA/IceCube) уже строят во льду Южного полюса свой детектор с чувствительным объемом 1 км3, который сможет регистрировать особо интересующие науку нейтрино с энергиями свыше 1016 электрон-вольт. Чувствительный объем байкальской установки пока 0,01 км3. Если мы хотим оставаться в числе мировых лидеров, нам от американцев отставать нельзя. По материалам «Эксперт» №20 (658) |