На Байкале физики-теоретики перевоплощаются в инженеров-экспериментаторов и, пока на озере стоит лед, обслуживают свое большое подводное хозяйство Фото: Ольга Рубан «ЛогТрансПром», точнее, ее генеральный директор Михаил Журавский, выступил инициатором рождения «Рохера», а также инвестором и менеджером этого инновационного проекта. Изначально было решено выпускать «Рохер» в форме аэрозоля и расфасовывать в баллончики-распылители. «Нам нравится создавать новые продукты, простые и удобные в использовании, — объясняет Журавский, зачем он с партнерами пустился в эту затею. — Мы заметили, что при огромном многообразии средств, имеющихся в нише электроизоляционных материалов, ни одно их них не удовлетворяет потребителя на все сто процентов. Маслами, к примеру, невозможно обрабатывать поверхности со сложной геометрией, они не обладают достаточной адгезией. Изолента и термоусадочная пленка бесполезны, если нужно заизолировать электрические контакты в труднодоступных местах. Электротехнический вазелин, солидол и им подобные смазки нестойки и нетехнологичны — их нужно намазывать пальцем. Для нанесения электроизоляционных лаков требуются сложное оборудование и как правило высокие температуры. А наш препарат нужно просто встряхнуть и распылить — все остальное он сделает сам». За два года, 2007−й и 2008−й, в проект было вложено более 5 млн рублей. За это время и за эти деньги исходное кремнийорганическое соединение с неким набором свойств превратилось в линейку готовых продуктов под общим брендом «Рохер»: смазка «Автомобилист», консервант «Консерва», электроизолятор «Электрик» и его модификация «Водник» для условий повышенной влажности. Прежде всего инноваторы намерены продвигать препарат в двух нишах — ЖКХ и транспортная инфраструктура. В первой «Рохер» пригодится для обработки уязвимых с точки зрения электроизоляции и влагозащиты мест: электрощитов, лифтов, установленного в подвалах оборудования, антенн, водосливов, приводов гаражных ворот и даже таких мелочей, как висячие замки и дверные петли. Во второй — для защиты разных типов контактных групп и бетонных поверхностей тоннелей, опор мостов и путепроводов, которые страдают от агрессивных веществ, содержащихся в выхлопах автомобилей. «В выхлопных газах присутствует много окислов серы. При их соединении с влагой получается серная кислота, а бетон в атмосфере серной кислоты “плывет”, — объясняет Александр Макаров. — А наш препарат как раз очень хорошо стоит в кислоте». По оценкам Михаила Журавского, объемы ниши ЖКХ — тысячи тонн препарата и десятки миллионов рублей в год. Масштабы второй ниши уж точно не меньше. Основными преимуществами «Рохера» в борьбе за рынок станут удобство в эксплуатации, отсутствие хлопот с подготовкой поверхности и нетоксичность. Еще один несомненный плюс инновации — предельно простая технология применения. Узнаем через год Наступает самый ответственный момент эксперимента. Удостоверившись, что нога прочно стоит на краю майны, Александр Макаров склоняется над водой, поближе к кабелю, и направляет струю из баллончика на еще серые и уже рыжие проволоки оплетки. На обработку полутора метров кабеля выше зажима уходит секунд тридцать. Порция инновационного препарата достается и одному из двух зажимов-лягушек. Аэрозоль пузырится на металле, пузыри постепенно лопаются, образуется почти незаметное глазу бесцветное покрытие. Пробуем на ощупь — поверхность липкая, словно в клейстере. Игорь Белолаптиков прилепляет на оплетку хвостик ярко-голубой изоленты — он будет показывать границу обработанного и необработанного участков кабеля. «Ждем двадцать минут, пока завершится процесс полимеризации», — командует Александр Макаров. Мы с радостью пользуемся представившейся возможностью спрятаться в отапливаемый балок, который здесь в шутку называют кают-компанией. За горячим чаем, приправленным особыми байкальскими травами, ученые рассказывают, что, пытаясь хоть как-то обуздать коррозию, они уже перепробовали массу доступных им способов: обматывали кабели и разъемы изолентой, заливали жидкой резиной, покрывали эпоксидкой, вешали рядом с наиболее уязвимыми узлами болванки из алюминия, чтобы они оттягивали на себя блуждающие токи. Ничего не помогло. |