Поиски способов устранения детонации в двигателях внутреннего сгорания при помощи присадок начались около 50 лет назад, и сразу же была обнаружена высокая эффективность тетраэтилсвинца (ТЭС) Однако весьма существенный недостаток ТЭС — его токсичность —заставлял все эти 50 лет продолжать поиски других антидетонаторов, менее токсичных, чем ТЭС Было испытано несколько тысяч самых разнообразных соединений различных классов Наиболее эффективными оказались металлоорганические соединения.
Антидетонационными свойствами обладают соединения свинца, олова, таллия, висмута, селена, теллура, марганца, железа, кобальта, никеля, меди, хрома и ряда других металлов. Как антидетонаторы были изучены алкилы металлов, карбонилы, внутрикомплексные соли, соединения «сэндвичевого» строения. Эффективность соединений свинца и марганца будет рассмотрена ниже, остановимся лишь на антидетонационных свойствах соединений других металлов. Подробно исследованы и одно время практически использовались соединения железа. Высокими антидетонационными свойствами обладает пентакарбонил железа (ПКЖ). ПКЖ представляет собой нерастворимую в воде жидкость бледно-желтого цвета с температурой кипения 102, 5° С и температурой плавления — 21° С На свету соединение разлагается с выделением твердого нерастворимого осадка Fe(СО)9, который при соприкосновении с воздухом самовоспламеняется Эффективность ПКЖ как антидетонатора на 15—20% ниже, чем ТЭС. ПКЖ применялся в качестве антидетонатора до второй мировой войны в Германии (2—2, 5 мл/кг), но затем был снят с производства. При сгорании пентакарбонила железа образуется окись железа, отлагающаяся в камерах сгорания в виде легко подвижного осадка с высокими абразивными свойствами. Такие отложения вызывают увеличение износов двигателя в 5—6 раз. Все попытки исследователей найти какой-либо «выноситель» для окислов железа или как-либо нейтрализовать их абразивное действие не принесли успеха. В связи с этим практическое применение соединений железа в качестве антидетонационных присадок в настоящее время ограничено. Однако исследования этих соединений все же продолжаются. Недавно испытан диизобутилейовый комплекс — пентакарбонил железа (ДИБ—ПКЖ) и дициклопентадиенилжелезо (ферроцен). Комплексное соединение пентакарбонила железа [Fе(СО)5]3х(С8Н16)5 обладает более высокой стабильностью, чем ПКЖ, нопримерно такой же эффективностью. Ферроцен (С2Н5)2Fe — металлоорганическое соединение так называемого сэндвичевого строения. Это легко возгоняющийся кристаллический порошок с температурой плавления 174° С. Ферроцен обладает большей эффективностью, чем ДИБ—ПКЖ и ПКЖ, он повышает октановое число бензинов, как с ТЭС, так и без ТЭС. На пути внедрения ферроцена стоит то же препятствие, что и для всех соединений железа — отсутствие эффективных выносителей для окиси железа. Высокой детонационной стойкостью обладают некоторые внутрикомплексные соли меди. Их эффективность близка к эффективности железоорганических антидетонаторов. Однако эти соединения оказались нестабильными при хранении, и в их присутствии наблюдалось ускоренное окисление углеводородов бензина. Кроме того, внутрикомплексные соединения меди отлагаются на стенках пускного трубопровода и вызывают нарушения в процессе смесеобразования, поэтому практического применения они не получили. Отмечены антидетонационные свойства таких соединений, как карбонил никеля, 2-этилгексоат кобальта, диэтилдиселенид, тетрабутил-олово, ацетилацетонаты кобальта и хрома, лаурат индия и др.. Все металлоорганические антидетонаторы добавляются к бензинам в очень малых количествах, не превышающих десятых и сотых долей процента. Но практическое применение находят и такие вещества, антидетонационный эффект которых проявляется в значительно больших концентрациях. Среди таких веществ на первом месте стоят ароматические амины — производные анилина. Анилин С6H5NH2 представляет собой жидкость с температурой кипения 184° С и температурой плавления —6° С Он является одним из первых нашедших практическое применение антидетонаторов. Долгое время анилин служил эталоном для оценки антидетонационной стойкости топлив («анилиновый эквивалент»). Существенный недостаток анилина — ограниченная растворимость в бензине. При большом содержании анилина в бензине возможно выпадение этого соединения из раствора при снижении температуры. Ввиду этого сам анилин не получил применения в качестве антидетонатора, тогда как его производные одно время использовались в ряде стран. В конце второй мировой войны, когда производство ТЭС не обеспечивало возросших потребностей в нем, во многие авиационные бензины США и Англии вводили до 2% ксилидина. Монометиланилин широко применялся в 40—50-х гг. в ФРГ. В СССР одно время вырабатывалась и применялась смесь ароматических аминов с преобладанием монометиланилина под названием «Экстралин» (ГОСТ 3737—47). При современном уровне производства ароматических аминов и ТЭС повышение октанового числа путем добавления ТЭС обходится значительно дешевле, чем такое же повышение вследствие введения ароматических аминов. — Весьма эффективным средством подавления детонации является впрыск воды во впускную систему двигателя. Однако вода — не антидетонатор. Попадая в камеры сгорания двигателя, она испаряется, и пар нагревается за счет тепла, выделившегося при сгорании смеси. Впрыск воды снижает температуру в камерах сгорания и охлаждает детали цилиндро-поршневой руппы. Снижение температуры в камерах сгорания уменьшает скорость окислительных реакций, предшествующих детонации, и предотвращает возможность детонационного сгорания. Экспериментами показано, что впрыск воды снижает требования к антидетонационным свойствам бензинов на 7—10 октановых единиц. Впрыск воды широко испытывался на отечественных автомобилях и применялся на тракторах, однако простой и надежной системы впрыска воды до сего времени не создано. Поиски антидетонационных присадок не носят стройного и систематического характера в связи с тем, что нет единого, достаточно обоснованного взгляда на механизм антидетонационного действия присадок. Вначале антидетонационный эффект присадок объясняли воздействием распыленного металла. Однако вскоре было показано, что введение мелкодисперсных частиц металла, в частности свинца, непосредственно в камеру сгорания оказывает лишь незначительное антидетонационное действие. Кроме того, различные соединения одного и того же металла оказались разными по эффективности (в %): Тетраэтилсвинец
| 100, 0 | Трифенилвисмут | 18, 2 | Тетрафенилсвинец | 59, 0 | Трифенилмышьяк | 1, 4 | Тетраэтилолово | 4, 0 | 2-Этилгексоат кобальта | 29, 0 | Дихлордиэтилсвинец | 67, 0 | 2-Этилгексоат свинца | 5, 3 | Диэтилселен | 10, 0 | Эталксантогенат свинца | 7, 0 | Диэтилтеллур | 33, 3 | | |
|