Потребность автомобильного парка страны в высокооктановых бензинах в настоящее время сравнительно невелика, но постоянно растёт. Отечественная нефтепереработка удовлетворяет эту потребность, изменяя структуру производства в сторону увеличения производства бензинов с более высоким октановым числом. Из данных, представленных на рис. 1, можно заключить, что в последние годы весьма быстрыми темпами увеличивается производство бензина А-92 – основного топлива для отечественного парка легковых автомобилей. Соответственно снижается выпуск бензинов А-76 и АИ-80, используемых автомобилями, постепенно выходящими из эксплуатации. Однако складывающаяся ситуация не в полной мере удовлетворяет политике страны по введению норм Евро при выработке автомобильных топлив. Как известно, переход на нормы Евро-3, 4 и 5 в России планируется соответственно на 2008, 2010 и 2014 г.г. Это, в частности, закреплено в проекте Технического регламента ''О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам''. Нормы Евро не только ограничивают содержание вредных веществ в бензинах, но и ограничивают нижний предел их октанового числа. Начиная с Евро-4 оно должно составлять не менее 85 ед. по моторному методу. То есть, фактически это бензины типа АИ-95 и выше. Разумеется, будет установлен некий переходный период, но курс на производство высокооктановых бензинов выражен достаточно жёстко. вместе с тем выработка бензина АИ-95 в стране увеличивается медленно, а бензина АИ-98 – вовсе ничтожна. В перспективе перед отраслью может встать проблема дефицита высокооктановых бензинов вплоть до их завоза из-за рубежа. Рис. 1 Динамика выработки автомобильных бензинов в России с различным октановым числом (последовательно: А-76 и АИ-80, А-92, АИ-95, АИ-98). Учитывая всё это, нефтяные компании в планы развития своих перерабатывающих предприятий включают строительство установок алкилирования, изомеризации, модернизацию процессов каталитического крекинга, что позволяет вырабатывать бензиновые фракции с октановым числом по исследовательскому методу до 96 ед. Недостающие единицы октанового числа «добираются» добавками оксигенатов, прежде всего, МТБЭ. Процесс каталитического риформинга своё значение постепенно теряет из-за ограничений на содержание ароматических углеводородов в товарных топливах. Таков путь, по которому идут страны с развитой нефтепереработкой и на который вступают заводы России. Суммируя планы компаний на несколько лет вперёд, можно получить прогноз прироста мощностей (по сырью) различных процессов (табл. 1). Это довольно приблизительный прогноз, поскольку планы постоянно корректируются. Т а б л и ц а 1 Прогноз прироста мощностей в 2007-2015 г.г. (тыс. т.) Процесс | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | Итого к 2012 г. | Кат. крекинг | - | 1500 | 4200 | 3600 | 1200 | 1200 | 11700 | Кат. риформинг | 1000 | - | - | - | 600 | 660 | 2260 | Алкилирование | 400 | - | 80 | 850 | 300 | - | 1630 | Изомеризация | 400 | 1595 | - | 300 | 150 | 270 | 2715 |
При этом следует иметь в виду, что максимальное октановое число (по исследовательскому методу) составляет для бензинов: - каталитического крекинга – 92 - изомеризации – 92 - алкилирования – 96. Таким образом, прирост мощностей по выработке бензиновых фракций с октановым числом 92-96 ед. в течение ближайших пяти лет составит до 12 млн. т (с учётом примерно 50%-ного выхода бензинов в процессе каталитического крекинга). |