27 февраля 2008 года Постановлением № 118 Правительства России был утверждён Специальный технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензинам, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Согласно этому документу в России до конца 2008 года должно быть прекращено производство автомобильных топлив, соответствующих категории 2, до 31 декабря 2009 г. – категории 3, а до 31 декабря 2013 г. – категории 4, после чего должны вырабатываться только топлива категории 5. Эти сроки находятся в соответствии с другим Регламентом «Экологическая безопасность колёсных транспортных средств, выпускаемых в обращение на территории Российской Федерации, в отношении выбросов вредных (загрязняющих) веществ», принятым 12 октября 2005 г. и нормирующим уровень токсичности выбросов автомобилей: Евро-3 с 2008 г.; Евро-4 с 2010 г.; Евро-5 с 2014 г. Что же представляют из себя требования регламента? Отметим, что они согласованы с требованиями евростандартов EN-228 и EN-590 и соответствуют нормам Евро-2, Евро-3 и так далее. Для автомобильных бензинов особо нормируются следующие показатели. Показатели | Категории | 2 | 3 | 4 | 5 | Октановое число, ед, не менее - по моторному методу - по исследовательскому методу | 8392 | 8595 | 8595 | 8595 | Содержание ароматических углеводородов, %, не более | 55*) | 42 | 35 | 35 | Содержание бензола, %, не более | 5 | 1 | 1 | 1 | Содержание олефинов, %, не более | - | 18 | 18 | 14 | Содержание серы, %, не более | 500 | 150 | 50 | 10 |
*) Норма комплекса методов квалификационной оценки Фактически это означает, что состав моторных топлив должен претерпеть коренные изменения. Что касается ограничения содержания в бензинах бензола, других ароматических углеводородов, олефинов и серы, эти требования выполняются на заводах при помощи современных процессов: гидроочистки, селективного гидрокрекинга и т.д., которые сейчас интенсивно осваиваются нефтяными компаниями. Согласно их перспективным планам мощностей вводимых процессов должно быть достаточно, чтобы справиться с этими проблемами. Наряду с этим есть показатели, которые могут быть обеспечены только при помощи специальных присадок и добавок. Речь идёт об антидетонационных и моющих свойствах автомобильных бензинов. Сначала обратим внимание на октановое число. Начиная с Евро-3, оно должно быть не менее 85 ед, моторный метод) и 95 ед. (исследовательский метод). Это требование вступает в противоречие с жёстким нормированием содержания олефиновых и ароматических углеводородов – источника высокооктановых компонентов (5% ароматических углеводородов соответствуют примерно 1 ед. октанового числа). Таким образом, снижение содержания ароматических углеводородов с разрешённых 55% до 42 и 35 означает «потерю» 2-3 и 4-5 единиц октанового числа. Эта потеря может быть компенсирована вводом в строй мощностей изомеризации, алкилирования и димеризации изобутилена, наращиванием производства МТБЭ и его аналогов, применением антидетонационных присадок. Структура выработки бензинов по октановому числу постепенно меняется: выработка бензинов А-92 и АИ-95 постепенно увеличивается за счёт бензинов типа А-76 и АИ-80 (рис. 1). Вместе с тем выработка бензина АИ-95 в стране увеличивается медленно, а бензина АИ-98 – вовсе ничтожна. В перспективе перед отраслью может встать проблема дефицита высокооктановых бензинов вплоть до их завоза из-за рубежа. Собственно, в ряде городов, в том числе и в Санкт-Петербурге европейские компании уже предлагают свои бензины типа АИ-95 и АИ-98. Их политика в этом отношении со временем будет более агрессивной, поскольку, в Европе, взявшей курс на дизелизацию автомобильного парка, наблюдается перепроизводство бензинов. Фактически уже начиная с 2003 года, некоторые заводы отрасли начали выработку бензинов и дизельных топлив категории Евро-3, а с 2005 г. – Евро-4 и 5. Рис. 1 Динамика выработки автомобильных бензинов в России с различным октановым числом (последовательно: А-76 и АИ-80, А-92, АИ-95, АИ-98).
Всё это происходит на фоне общего роста производства бензинов, темпы которого составляют 3-4 млн. т/год (рис. 2). Рис. 2. Динамика суммарной выработки автобензинов в России. Пунктирная линия – прогноз авторов |