Это, безусловно, осложняет оценку технологии их производства и уровень соответствия российским техническим требованиям. Отечественный рынок располагает рядом продуктов, изготавливаемых на основе регенерированного каучука. Один из них – «УНИРЕМ» производства ООО «Уником» (универсальные композиционные материалы). Коммерческий директор «Уникома» Армен Абрамян рассказал о технических качествах этой уникальной разработки и перспективах ее применения в свете экспертной оценки российских дорог. 1. В чем заключается оригинальность производимого на Вашем предприятии модификатора асфальтобетона? Комплексный модификатор асфальтобетона на основе активного резинового порошка в России производим только мы. Эта уникальная разработка нашего предприятия и тех ученых, которые сотрудничали с нами. Идея добавления размельченной резины в асфальтобетон возникла еще во второй половине прошлого века. Казалось бы, все давно известно. Так в чем же уникальность? Опыт производства и использования модификаторов при строительстве дорог говорит о том, что все не так просто. Ключевым является технология производства и применения. Если резину просто покрошить и добавить в смесь во время её производства на асфальтном заводе, то без изменения технологии и значительных финансовых затрат добиться улучшения свойства дорожного покрытия невозможно. Внутри смеси просто не начнутся те химические реакции, которые должны повысить долговечность, увеличить упругость и влагостойкость дороги. Ряд компаний применяют различные химические реагенты и дополнительные смеси, чтобы добиться нужного результата. Мы пошли другим путем. При производстве модификатора «УНИРЕМ» применяется метод высокотемпературного сдвигового измельчения. Его суть заключается в использовании сразу трех физических воздействий на резиновую крошку – давления, высокой температуры и деформации. В результате удается не только получить резиновый порошок достаточно мелких размеров, но и добиться значительного увеличения удельной поверхности частиц по сравнению с другими методами. Поэтому при применении активного резинового порошка во время приготовления асфальтобетонных смесей образуется резинобитумное вяжущее структурированное на микро- и наноуровне. В этом и заключается уникальность «УНИРЕМ». При применении порошка не нужно менять технологию производства асфальта, температурные и временные режимы или использовать какие-то дополнительные материалы. 2. К 2015-му году вы планируете расширить мощности до 40 тыс. тонн, а сколько сейчас составляют Ваши мощности по производству модификатора «УНИРЕМ»? В прошлом году было произведено около 1000 тонн модификатора «УНИРЕМ», в 2010 году было выпущено около 3 тыс. тонн «УНИРЕМ». В 2009 году компания «Уником» и Госкорпорация РОСНАНО договорились о совместной реализации проекта по расширению производства модификатора. В рамках проекта предполагается модернизировать и расширить действующие мощности и увеличить объем производства продукции до 10 тыс. тонн в 2011 году. В дальнейшем планируется создать еще одно предприятие по производству модификатора мощностью 30 тыс. тонн. Сейчас компания занимается выпуском «УНИРЕМ» на заводе в подмосковном Подольске. Принято решение о строительстве еще одного предприятия на юге России в городе Невинномысск в рамках проекта создания регионального индустриального парка. Затем планируется рассмотреть вопрос о создании предприятия на Урале. Основное технологическое оборудование для нового завода поставят отечественные предприятия. Сейчас вопрос скорее не в мощностях по производству «УНИРЕМ», а в нормативных актах, регулирующих строительство автомобильных дорог, и в целом в подходе к строительству. Увеличить мощности по производству модификатора можно достаточно быстро. Вопрос в том, готовы ли наши автодорожные предприятия применять более современные и эффективные технологии? Ведь в настоящее время каждая укладка – это событие. 3. Возможно ли применение модификатора «УНИРЕМ» в других областях кроме дорожного строительства? Сегодня, когда еще не началось полноценное промышленное применение модификатора, всерьез говорить о планах по расширению областей применения «УНИРЕМ» нам кажется преждевременным. Сейчас много времени уходит обучение партнеров, доводку технологии, мониторинг и разъяснение результатов использования продукта. Тем не менее, определенные запросы со стороны самых разных компаний, а также собственные идеи дальнейшего развития продукта регулярно возникают. Одно из таких направлений – применение модификатора «УНИРЕМ» при строительстве взлетно-посадочных полос. Мы уверены, что улучшение на 25-30 % всех основных свойств асфальтобетонных покрытий, которые мы фиксируем при оценке качества дорог, построенных с «УНИРЕМ», будет полезным при возведении подобных объектов. 4. Сколько стоит тонна модификатора «УНИРЕМ»? Если мы говорим о прайс-листе, то модификатор «УНИРЕМ» отгружается по цене около 110-120 рублей за кг. Но говорить о цене модификатора в таком ключе не правильно. Все зависит от условий, в которых будет укладываться и эксплуатироваться дорожное полотно. Традиционно стоимость применения модификатора незначительно увеличивает затраты на этапе строительства (около 5%). Однако если нашу компанию приглашают принять участие в разработке асфальтобетонных смесей еще на стадии их производства на заводе, при определенных расчетах и корректировке технологии можно существенно снизить себестоимость применения «УНИРЕМ». Кроме того, важно оценивать не только стоимость строительства, но и эксплуатации дороги. Первая укладка дорожного полотна с использованием модификатора «УНИРЕМ» проводилась пять лет назад. Мониторинг показывает, что этот участок трассы М-10 (Москва-Санкт-Петербург) до сих пор не нуждается в реконструкции. То есть все эти годы организация, отвечающая за состояние этого отрезка, экономит на его ремонте. 5. Модификатор «УНИРЕМ» является заменителем различных добавок к асфальтобетону и битуму. Насколько высок на сегодняшний день уровень конкуренции между модификатором «УНИРЕМ» и другими добавками? Конкуренция, безусловно, существует. Более того, у каждого продукта есть свои сильные и слабые стороны. Очень многое зависит от того, в каких климатических условиях будет эксплуатироваться дорога, с какой напряженностью и так далее. Большое значение имеет цена. У каждого региона, муниципалитета или подрядной организации могут быть свои причины выбирать тот или иной продукт. Тем не менее, опыт нашей работы показывает, что «УНИРЕМ» является своего рода уникальным продуктом, не имея аналогов на российском рынке. Ни одна добавка к асфальтобетону и битуму не придаёт дорожному покрытию таких суммарных положительных характеристик, как «УНИРЕМ». Кроме того, мы использовали модификатор в самых разных климатических зонах страны: от Ханты-Мансийска до Ставрополья. Срывов не было. Везде он показывал свои уникальные свойства: снижалось образование колейности, уменьшалась деформация, резко падало число трещин, образующихся на дороге. 6. При строительстве каких дорог наиболее часто востребован модификатор: федеральных, региональных или местных? Нет какого-то единого критерия. Все зависит от политической воли руководителя. Если ему нужны хорошие дороги, то он требует от своих подчиненных, от подрядных организаций применения самых современных технологий. В таких регионах легко работать. Люди думают, считают, задают вопросы, сравнивают. В других регионах вопрос стоит совсем иначе, например, за два месяца до конца года срочно освоить остатки бюджетных денег. Не важно как, не важно с каким качеством. Главное, чтобы дорога была уложена в рамках бюджетного планирования и по минимальной стоимости. А то, что её на следующий год придется ремонтировать вновь, – это не сильно заботит. В таких регионах и населенных пунктах пока сотрудничать не получается. Стоит отметить, что за последние годы, конечно, работать стало легче. Сами за себя говорят участки федеральных трасс, уложенные с использованием «УНИРЕМ». По отрасли расходится информация о свойствах «нано асфальта», как часто пишут журналисты. Поддержка Госкорпорации РОСНАНО помогает развивать производство и презентовать продукцию более широкой аудитории. Помогает и позиция Росавтодора, взявшего курс на внедрение контрактов жизненного цикла и новых технологий в дорожном строительстве. Все вместе создает условия для продвижения продукции, способной изменить качество дорог в стране. А это не может не вселять оптимизм. С текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка добавок для дорожного строительства можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок модифицирующих добавок для дорожного строительства в России». Нехлин Марина |