Межведомственный экологический центр НАН Украины, Харьков, Украина За последние годы в Украине заложены основы законодательного, нормативно-правового и организационного обеспечения сферы обращения с отходами, в том числе опасными. Заложены основы эколого-экономической системы управления природоохранной деятельностью, которая является важнейшей составляющей экологической безопасности. Указанная система базируется на принципах минимизации образования отходов и безопасного удаления их. Невзирая на ряд недостатков принципиального характера, реализация такого подхода была объективно необходимой. Это был первый шаг в построении государственной системы комплексного управления отходами, попытка уменьшить объемы отходов, которые образуются и уже образовались, остановить экспоненциальный рост негативного влияния отходов на окружающую среду и здоровье человека. Частично этого удалось достичь. Главным результатом десятилетней работы стало то, что к проблеме отходов было привлечено внимание государства и широких слоев общественности. На решение отмеченной проблемы начали выде-лять деньги, создано неплохое законодательное и нормативное обеспечение. Не смотря на это, из-за многолетнего нерационального пользования природными ресурсами, которая определяется несовершенством структуры и высоким удельным весом ресурсо- и энергоемких производственных и потребительских технологий, отсутствием заметных объемов утилизации отходов, Украина выдвинулась в число стран с наиболее высокими относительными и абсолютными показателями образования и накопления отходов, в первую очередь опасных. Связано это также с тем, что в последние годы произошли изменения состава отходов производства и потребления, наблюдался экспоненциальный рост количества искусственных опасных веществ и материалов, значительно сократилась продолжительность жизненного цикла оборудования и изделий, которые используются в промышленности и быту. Все это состоялось за последние годы и привело к еще большему росту объемов отходов и повышения их опасности. Выросли объемы и опасность отходов, которые образуются в сфере потребления. Опасность, вызванная вышеуказанными обстоятельствами, достигла своей критической границы. Одной причиной такого катастрофического положения, является то, что реализуемая комплексная система управления отходами обладает главным, органически присущей ей, недостатком. Эта система только декларирует рост объемов отходов, которые возвращаются в материальное производство, как вторичные материальные или энергетические ресурсы. Она не рассматривает условия создания и внедрения абсолютного рециклинга природных ресурсов в техногенной сфере на инновационных принципах (принцип “нулевые отходы” или "Zero Waste") [1,2]. Поэтому сегодня в Украине используются как вторичные материальные или энергетические ресурсы не более 10-12% отходов. Возможно, что цифра эта даже несколько завышена. Кардинальное улучшение состояния сферы вторичного ресурсопользования возможно только при условии создания предпосылок внедрения принципа "нулевые отходы" в экономику страны. Для этого необходимо начать принципиально изменять представление о механизмах и инструментах, институционных структурах управления материальными и энергетическими потоками в техногенной сфере. При этом необходимо осознавать, что внедрение принципа "нулевые отходы" повлияет не только на эколого-экономическую безопасность государства, а и в значительной мере приведет к изменению наших представлений относительно приоритетов национальной безопасности и системы принятия политических решений. Переход к созданию и развитию инновационной системы управления природными ресурсами отвечает модели создания постиндустриального общества у Украины, которая декларируется Правительством, но слабо реализуется на практике. Кардинальное улучшение состояния сферы вторичного ресурсопользования возможно только при ус-ловии создания предпосылок внедрения принципа "нулевые отходы" в экономику страны. Для этого необходимо: • всесторонне и объективно исследовать жизненные циклы материальных и энергетических ресурсов, как на стадии их "полезного" существования с момента определения цели и объемов их добычи, так и после потери "полезных" свойств, т. е. перехода в категорию отходов; • разработать доктрину создания и внедрения системы инновационного управления материальными и энергетическими циклически замкнутыми потоками (сырье, материалы, вещи, вторичное сырье, отходы) в техногенной сфере; • разработать концепцию и программу мероприятий по внедрению механизмов формирования инно-вационной системы обращения с продуктами техногенной сферы как источником вторичного сырья. Принцип замкнутых циклов обращения с материальными, энергетическими ресурсами и изделиями из них предусматривает включение в себестоимость полезной продукции стоимости удаления отходов, которые образуются в процессе производства и потребления после завершения срока эксплуатации полезных изделий. Для этого необходимо исследовать и разработать новые экономические и эколого-социальные механизмы формирования цены изделия. Выше указанный принцип можно реализовать только на государственном уровне путем создания госу-дарственной "монополии" технологического и технического обеспечения рециклинга - государственной холдинговой компании и ряда венчурных компаний (предприятий) из обращения с отходами. Важнейшими составляющими эколого-экономической системы управления природоохранной деятель-ностью, что действует в Украине, есть [3]: • сборы за загрязнение окружающей среды; • сборы за специальное использование (аренду) природных ресурсов (водных, земельных, лесных, диких животных, рыбных и других водных живых ресурсов, недр для добычи полезных ископаемых); • возмещение ущерба, причиненного в следствие нарушения природоохранного законодательства; • государственное бюджетное финансирование природоохранных мероприятий через главный раздел в составе Госбюджета “Охрана окружающей естественной среды”; • Государственный и местные фонды охраны окружающей естественной среды. Сегодня единственным централизованным источником, связанным с воссозданием и поддержкой природных ресурсов в надлежащем состоянии, плановых расходов на финансирование природоохранных мероприятий в составе Государственного бюджета выделен лишь раздел “Охрана окружающей естест-венной среды”. Финансирование мероприятий по этому разделу осуществляется согласно с Перечнем природоохранных мероприятий, утвержденным Кабинетом Министров Украины. Согласно с законом Украины “Об охране окружающей естественной среды” и другими законодательными актами средства от сбора за специальное использование природных ресурсов должны направлять-ся на воссоздание и поддержку природных ресурсов в надлежащем состоянии, что предусматривает уменьшение или ликвидацию загрязнения их. Однако действующим законодательством не установленный механизм аккумуляции и целевого использования выше отмеченных средств. Как результат, эти средства, которые поступают в доходную часть государственного и местных бюджетов “растворяются” там. Соответственно расходы раздела “Ох-рана окружающей естественной среды” на порядок меньше поступлений (данные Минфина и Минприро-ды) [4]. Из отмеченного раздела финансируются лишь мероприятия на поддержку природных ресурсов в надлежащем состоянии, но полностью отсутствует финансирование мероприятий, направленных на ликвидацию источников загрязнения. Альтернативным источником финансирования являются экологические фонды. Основой для создания Государственного и местных фондов охраны окружающей естественной среды (дальше Фонд) стали пла-тежи за загрязнение. Главной целью создания Государственного (на первом этапе его существования - внебюджетного) Фонда в Украине было концентрация средств для целевого финансирования природоохранных и ресурсосберегающих мероприятий, в том числе научных исследований по этим вопросам, а также мероприятиям для снижения влияния загрязнения на здоровье населения. Предусматривалось, что средства Фондов должны не подменять, а дополнять бюджетные средства и средства, которые выделяются для экологических вопросов предприятиями-природопользователями. Средства из Фондов выдаются в виде грантов, безвозвратной денежной помощи, что в современных условиях является нерациональным и неэффективным. Малоэффективной является и форма управления Фондами. Процент плательщиков предприятий в Фонд не превышает 40% от общего количества загрязнителей. Средства часто используются не по целевому назначению и на приоритетные направления, невзирая на то, что Перечнем природоохранных мероприятий (при всех его недостатках) направления и содержание мероприятий определенны конкретно. Главными недостатками современной системы финансирования природоохранной деятельности явля-ется то, что: • ограниченные средства распыляются, тратятся без надлежащей координации и определения приоритетов; • средства преимущественно направляются на текущие расходы, а не на капитальные расходы; • непропорционально большие средства тратятся на канализационные и очистные сооружения. С целью мобилизации финансовых ресурсов всех источников для кредитования и финансирования целевых экологических программ и проектов, управления экологическими сборами предлагается: 1. Создать на базе существующих Фондов Национальный экологический фонд (НЕФ). Определить его главной государственной финансовой институцией, финансово обеспечивающей экологическую безопасность на этапе перехода к устойчивому (гармоничному) развитию и экологической евроинтеграции. 2. Заменить Перечень природоохранных мероприятий другим документом, который учитывает современные подходы к проблемам экологической безопасности, необходимости перехода к устойчивому развитию и экологической евроинтеграции и тому подобное, исключает возможность использования средств на текущие потребности. Например, ГОСТ-ом - “Экологически рациональные инвестиционные и инноваци- онные проекты. Порядок обоснования и критерии соответствия требованиям экологической безопасности, принципам устойчивого развития и экологической евроинтеграции Украины” НЕФ и местные Фонды: • должны составлять единую, объединенную по ассоциативному принципу, систему; • иметь права юридического лица, а по форме быть общими, то есть иметь возможность совместно финансировать широкий спектр экологических проектов; • в качестве руководства иметь наблюдательные советы, с включением научных работников и обще-ственности; • иметь расширенную доходную базу, которая включает поступления от выдачи “экологических” лицензий, сбор за специальное использование природных ресурсов и тому подобное. Выбор исполнителей экологических проектов, финансируемых из средств Фонда, должен осуществляться на конкурсной основе, по четко установленным критериям оценки и отбора проектов, иметь прозрачную процедуру ранжирования проектов по экологической полезности. С целью увеличения поступления средств расширить круг плательщиков сбора за загрязнение окру-жающей среды, например, за счет налогообложения экологоопасной продукции, ввести плату за тепловое и акустическое загрязнение. С целью формирования инновационной политики, внедрения инновационных механизмов и инструментов в сфере обращения с материальными и энергетическими вторичными ресурсами, инновационной системы обеспечения эколого-экономической безопасности в сфере обращения с отходами, по примеру европейских государств, в которых отходы выделены в самостоятельную проблему, мы предлагаем создать Национальное Агентство по вопросам обращения с отходами. Исходя из вышеупомянутого и учитывая существующую систему нормативно-правового, организаци- онно-экономического и научно-технического обеспечения решения проблемы отходов, к безотлагательным заданиям в этой сфере на данном этапе следует отнести: • обеспечение финансирования уже имеющихся программных мероприятий, как гарантии последую-щего совершенствования нормативно-правовой базы и всей системы государственного управления обра-щением с отходами; • определение направлений и приоритетов, а также масштабов развития вторичного ресурсопользо-вания в Украине с учетом как современных реальных возможностей, так и долгосрочных экономических и экологических интересов общества; • сосредоточение внимания на создании в Украине научно-технологического и методического обеспе-чения обращения с отходами, основанными на принципе “нулевые отходы” или Zero Waste; • создание отечественной производственной базы по изготовлению специализированного оборудова-ния для обработки отходов с целью их утилизации. Эти предложения не исключают настойчивой и постоянной работы над традиционными путями решения проблемы отходов (минимизация образования, безопасное обезвреживание и удаление накопленных и тому подобное). Такое сочетание "традиционных" и современных подходов к решению проблемы отходов требует принципиально нового экономического, организационного, научно-методического, нормативно-правового, технического и технологического обеспечения сфере обращения с отходами на государственном и мест-ном уровнях. На наш взгляд наиболее готовы к решению выше изложенных проблем учреждения Национальной академии наук Украины. Потому мы предлагаем на базе учреждений НАН Украины создать Национальный научный центру исследования фундаментальных и прикладных проблем рециклинга природных ресурсов и безопасного обращения с отходами (ННТЦ "Институт экологических проблем техногенной сферы"). Литература: 1. Мюррей Р. Цель - Zero Waste. (Пер. с англ.). - М.: ОМННО "Совет Гринпис", 2004. - 232 с. 2. Ritter M. and Gugele "Annual European Community Greenhouse Gas Inventory 1990-1999", European Environmental Agency, April 2001. 3. Шевчук В.Я., Пилипчук М.М., Карпенко Н.О. та ін. Довідник з питань економіки та фінансування природокористування та природоохоронної діяльності. Вид. "Геопринт", Київ, 2000 р., 412 с. 4. Шевчук В.Я., Саталкин Ю.М., Навроцький В.М. та ін. Модернізація виробництва: системно-екологічний підхід. - К.;СИМВОЛ-Т,1997, - 245 с. Новохацкая С.С. ГП "Укрэкокомресурсы", Киев, Украина Крайнов И.П. |