Федерация профсоюзов Свердловской области (ФПСО) крайне резко отреагировала на планы руководства Уральского шинного завода («Уралшина», Екатеринбург, входит в состав дочернего предприятия нефтехимического холдинга «Сибур» — «Сибур — русские шины») сократить штат работников предприятия. Она призвала профсоюзные организации «Сибура» провести коллективные действия в защиту трудовых прав работников «Уралшины» вплоть до пикета центрального офиса холдинга и выразила свою готовность активно поддержать эти действия. «Мы считаем возможным по аналогии с другими российскими холдингами использование на Уральском шинном заводе одного из возможных социально ответственных вариантов, — заявил председатель ФПСО Андрей Ветлужских. — Работодатель должен или выходить из сложившейся экономической ситуации путем организации общественных работ, режима оплаты простоя, дожидаясь выхода из кризиса и сохраняя при этом коллектив, или переориентировать производство, обеспечив работников новыми рабочими местами». Поводом для резких заявлений стала полученная профсоюзами информация о том, что к 10 декабря 2009 на предприятии намерены сократить 609 из 938 сотрудников (по данным ФПСО, по сравнению с началом года численность сотрудников предприятия уже уменьшилась на 349 человек). Между тем дела на «Уралшине» действительно идут неважно. Завод производит танковые катки и шины устаревшего типа. Как сообщил генеральный директор предприятия Максим Ярмак на пятничном заседании антикризисного штаба областного министерства промышленности и науки, объем производства продукции на предприятии в первом полугодии 2009 года снизился на 77,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и завод перешел в разряд убыточных. Другое дело, что «Сибур» и раньше заявлял о том, что намерен довести штатную численность «Уралшины» до 400 человек (по мнению руководства холдинга, производительность труда на одного работающего в «Сибуре» и его дочерних компаниях в три-семь раз ниже, чем на аналогичных западных предприятиях). Кроме того, под словом «сокращение» персоналом холдинга и профсоюзами часто понимается только увольнение работника. На самом деле на одном из самых крупных предприятий «Сибура» «Тольяттикаучуке» (ТК), например, из 1500 сотрудников, на которые в 2008–2009 годах был сокращен штат предприятия, лишь 8% были действительно уволены в связи со снижением объемов производства. Остальные — уход на пенсию, сокращение незанятых штатных единиц и выведение работников в аутсорсинговые предприятия: организация питания, клиринговые услуги, IT и автоматизация, логистика. В случае с «Уралшиной» темпы и объемы этого процесса, очевидно, не устроили ни областные профсоюзы, ни региональное правительство Свердловской области. Кроме того, в упрек предприятию поставили отсутствие понятной этим сторонам стратегии его дальнейшего развития и игнорирование их рекомендаций. КОММЕНТАРИЙ Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам менеджмент»: - Нынешнее состояние шинной отрасли остается непростым. За первое полугодие объем производства шин различного наименования в России составил 54–57% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то есть налицо падение рынка. Тем не менее, хотя производство автомобилей — основных потребителей шин — сократилось почти на 60%, шинные предприятия выживают за счет поставок шин на вторичный рынок. Определенную поддержку производству может оказать предстоящая зима, когда предстоит переходить на зимнюю резину и ее будут покупать частные автовладельцы и компании. Однако полное восстановление производства будет зависеть от того, как скоро закончится кризис и начнет восстанавливаться производство автомобилей. По оптимистичным прогнозам, этого следует ждать во втором квартале следующего года, по пессимистичным — ближе к концу следующего года. Маловероятно, что в такой ситуации действия профсоюзов смогут привести к пересмотру решения об увольнении сотрудников «Уралшины». Тем не менее сам факт такой акции будет способствовать привлечению внимания к проблеме со стороны властей и СМИ. Возможно, что это заставит компанию пересмотреть еще раз свои планы и либо уменьшить число сокращаемых сотрудников, либо направить их на переобучение или трудоустройство на другие предприятия. Естественно, в этом должны помочь и местные власти, тем более что это в их интересах. Возможно, предприятие сможет найти варианты не увольнять сотрудников, а направить их в частично оплачиваемый отпуск, тем более что рано или поздно рынок шин восстановится, и персонал опять будет нужен. По материалам www.expert.ru
|