Так, в 2009 году, потребление бензина в Европе по сравнению с 2003 годом уменьшилось на - 23.1 млн. тонн, что составляет 19.3% (см. таблицу 1). Кроме того в Европе происходит существенное увеличивается потребление дизельного топлива, которое в 2003 году составляло 163.0 млн. тонн, а в 2009 году – 200.8 млн. тонн (прирост +18.8%). Так, согласно годовому отчету «Jahresbericht. Mineralöl-Zahlen2009» (Германия) - потребление дизеля в странах ЕС составляло: в 2007г. – 200.0 млн. тонн, 2008 г.- 203.2 млн. тонн, 2009 г. – 200.8 млн. тонн. Потребление бензина странами мира (млн. тонн в год) Таблица 1 № | Страны | 2003 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | % 2009 г. к 2003 г. | 1 | ЕС, в том числе | 119.1 | 102.7 | 98.8 | 96.0 | -19.3% | 2 | - Германия | 25.9 | 21.3 | 20.6 | 20.2 | -22.0% | 3 | -Великобритания | 20.0 | 17.6 | 16.2 | 16.1 | -19.5% | 4 | -Италия | 15.8 | 12.3 | 12.3 | 10.7 | -32.2% | 5 | -Франция | 12.1 | 9.3 | 8.9 | 8.7 | -28.1% | 6 | США | 385.7 | 400.3 | 387.1 | 385.9 | -0.05% | 7 | Китай | 42.2 | 57.0 | 60.0 | 61.8 | +46.4% |
Источник: «Jahresbericht 2009. Mineralöl-Zahlen 2009» Производство бензина в странах ЕС осуществляется на 135 НПЗ, производительность которых составляет – 852 млн. тонн нефти в год, что составляет около 20% мировой нефтепереработки (на 1.01.2008 г.). Компонентный состав европейского бензина на протяжении последних лет включал в себя: бензин каталитического крекинга – 30%, бензин каталитического риформинга – 50%, продукты: алкилирования - 5%, изомеризации – 8%, добавки (этанол, ЕТВЕ, МТВЕ, ТАМЕ и др.) -7%. . Согласно данным компании «LyondellBasell» европейское производство эфиров в 2009 году составляло: МТВЕ – 2.64 млн. тонн, ЕТВЕ – 2.59 млн. тонн, ТАМЕ - 0.75 млн. тонн. То есть, для производства бензина, европейские НПЗ использовали более 6 млн. тонн кислородсодержащих добавок. Потребление топливного этанола в ЕС в 2009 году составило 4.278 млрд. литров (3.41 млн. тонн), то есть увеличилось на 18.4 % по сравнению с 2008 годом, которое составляло 3.5 млрд. литров (2.78 млн. тонн). Производство топливного этанола в странах ЕС в 2009 году составило – 3.701 млрд. литров (2.94 млн. тонн). Источник – «European Bioethanol Fuel Association». Учитывая то, что в составе бензина присутствует около 7% оксигенатных добавок, цена которых всегда выше цены бензина, очень важно пользоваться разработанным экономическим показателем соотношения цены: добавка – бензин. Такое соотношение, выраженное в виде коэффициента фактора, отражает корреляцию * между ее составляющими, что имеет практическую ценность. Таким показателем в Северо - Западной Европе принято называть коэффициент, который равен соотношению цены МТВЕ разделенной на цену бензина 10 ppm (франко – борт Северо-Западной Европы FOB NWE). Коэффициент фактор по МТВЕ на протяжении последних семи месяцев варьировался от 1.05 до 1.15 (см. таблицу 2), а в 2009 году он составлял 1.14 - 1.27. Указанный коэффициент используют нефтяные компании производители бензинов и нефтехимические компании производители МТВЕ, он часто употребляется в аналитических отчетах европейских котировок Platts, а также мировой химической промышленности (www.icis.com). В настоящее время в Европе и мире не существует практики учета коэффициента фактора между ценой ЕТВЕ и бензина 10 ppm. Вместе с тем, такой коэффициент был бы весьма актуален и имеет практическую ценность, поскольку профильные министры 27 стран-членов Евросоюза в Брюсселе достигли "политического соглашения" в отношении предложения Еврокомиссии об увеличении доли возобновляемых источников энергии в общей структуре энергопотребления в ЕС, так называемый план «20-20-20». Исполнительная власть ЕС предложила членам этой региональной организации довести к 2020 году до 20% долю возобновляемых источников энергии, сократить на 20% к уровню 1990 года объемы вредных выбросов в атмосферу и снизить на 20% общие энергетические затраты. Указанный план означает для стран ЕС постепенное уменьшение использования МТВЕ и переход на ЕТВЕ. Расчеты показывают, что предлагаемый авторами, коэффициент фактор ЕТВЕ – бензин 10 ppm, на протяжении последних семи месяцев 2010 года варьировался от 1.29 до 1.46 (см. таблицу 2), а за тоже время 2009 года он составлял 1.49 – 1.97. Коэффициент фактор может изменяться в зависимости от цены топливного этанола, которая на 6 августа 2010 года составляла: в США – Chicago spot – $570-616mt, в Бразилии – FOB Santos - $ 770-783mt, в Европе NEW ARA T2 -$908-924mt.
|