Для их получения используют сложный комплекс технологических процессов первичной и вторичной переработки нефти, а также различные присадки и добавки, обеспечивающие соответствие современным требованиям к составу и качеству этого вида моторного топлива. Рекомендуется для улучшения ряда эксплуатационных свойств, в том числе экологических, вводить в бензины кислородсодержащие компоненты. Наиболее распространенными и широко применяемыми являются метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ, МТВЕ), этил-трет-бутиловый эфир (ЭТБЭ, ЕТВЕ), этанол, а также метил-трет-амиловый эфир (МТАЭ, ТАМЕ). Объем европейского рынка бензинов на протяжении трех последних лет составляет 103,6- 111,3 млн тонн, для производства которого НПЗ Европы использует более 6 млн тонн добавок и присадок (ЭТБЭ, МТБЭ, МТАЭ). В денежном эквиваленте объем этого рынка в Евросоюзе оценивается в 6 млрд долларов США. По оценкам ассоциации RFA (Renewable Fuels Association), мировое производство этанола в 2009 году составило 19,5 млрд галлонов (73,7 млн м3, 58,2 млн тонн) против 17,3 млрд галлонов (65,5 млн м3, 51,7 млн тонн) годом ранее. Рост мирового производства этого продукта по сравнению с 2000 годом составил 400%. При этом в последние годы 73% этанола в мире используется для выпуска моторных топлив, 17% – для приготовления алкогольных напитков и 10% – в индивидуальном секторе. Количество этанола, который используется для выпуска топлив, представлено в таблице 1. Мировые котировки топливного этанола ведутся для четырех рынков – США, Европы, Латинской Америки и Азии. В данное время в мире есть 3 стандарта на топливный этанол: США (ASTM; содержание воды – 1%), Бразилии (ABTN; содержание воды – 0,4%), ЕС (CEN; содержание воды – 0,2%). В ЕС решение задачи расширения применения биотоплива вообще и топливного этанола в частности лежит в русле главной стратегии европейцев – защиты окружающей среды и борьбы с глобальным потеплением планеты. В значительной степени она базируется на отказе от нефти и газа и переходе на новые возобновляемые виды топлива, в том числе и моторное. Однако в целом Европейский Союз значительно уступает США и Бразилии по объемам производства топливного этанола. Европейские котировки топливных сортов этанола (99,3-99,9%) формируются на лондонской бирже ICIS и обозначаются следующим образом: 1) FOB Rdam T2 (spot) (EUR/cub m); 2) FOB Rdam T1 (spot) (USD/cub m); 3) FOB Santos (spot) (USD/cub m/gal). Публикуемые цены FOB Rdam T2 (spot) относятся к партиям этанола, которые будут загружены на борт корабля в течение 4-х недель от даты публикации. Котировки EUR/cub m касаются тех партий этанола, которые поставляются на условиях FOB ARA (порты Амстердам в Бельгии, Роттердам или Антверпен в Нидерландах), но во внимание могут быть приняты и другие европейские порты. При этом имеется в виду, что этанол произведен в одной из стран ЕС, а в состав цены включены расходы на оплату всех пошлин. Публикуемые на этанол FOB Rdam T1 (spot) цены относятся к импортным партиям продукта и исключают оплату пошлин. Согласно нормативному документу CN 2207, европейские таможенные пошлины на ввоз С2Н5ОН составляют 192 евро/м3 для неденатурированного продукта и 102 евро/м3 на денатурированный этанол (качество товара согласно EN 15376). Цена FOB Rdam подразумевает открытие аккредитива, выставленного на срок 30 дней в зависимости от источника финансирования со списанием средств не позднее 30-60 дней от даты коносаментов. Стандартный размер грузового лота на торгах – 1 тыс. тонн, типичные отгрузки – от 1 до 3 тыс. м3 (1-2 тыс. тонн). При этом следует учитывать особые условия базиса поставки, принятые для портов ARA, в частности, FOB Rdam. Данная поставка подразумевает базис CFR, принятый согласно Incoterms-2000 минус фрахт (CFR – Freight). По состоянию на 1 февраля 2010 года, в странах ЕС работало около 50 заводов по выпуску этанола и около 20 заводов находилось в стадии строительства. Общая численность таких предприятий в мире составляла 575, а их совокупная производительность – 80,63 млн тонн. На эту же дату в мире было 460 заводов, производящих биодизель. Их совокупная мощность составляла 67,71 млн тонн. В 2008 году страны ЕС использовали около 3,8 млн тонн топливного этанола, в то время как импорт составил 1,32 млн тонн (35,1%), из которых 0,6 млн тонн было завезено из Бразилии. Производство С2Н5ОН в Европе в 2008 году составило 2,265 млн тонн. По состоянию на 10-11 марта текущего года, цены FOB Rdam на топливный этанол составляли 471,5- 489,5 долл./м3 (T1) и 442,5-452,5 евро (T2). Мартовские котировки на топливный этанол в порту Сан-Паулу (Бразилия) представлены в таблице 2.
|