МТБЭ, ЭТБЭ, ТАМЭ: оценка эффективности использования | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Европейский рынок бензинов на протяжении последних лет довольно сильно изменился. Это связанно в первую очередь со структурой автомобильного транспорта, то есть «дизелизации Европы», по сколько больше 60% авто в Европе – это дизель, а также его лучшими экологическими и экономическими показателями | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Так, в 2009 году, потребление бензина в Европе по сравнению с 2003 годом уменьшилось на - 23.1 млн. тонн, что составляет 19.3% (см. таблицу 1). Кроме того в Европе происходит существенное увеличивается потребление дизельного топлива, которое в 2003 году составляло 163.0 млн. тонн, а в 2009 году – 200.8 млн. тонн (прирост +18.8%). Так, согласно годовому отчету «Jahresbericht. Mineralöl-Zahlen2009» (Германия) - потребление дизеля в странах ЕС составляло: в 2007г. – 200.0 млн. тонн, 2008 г.- 203.2 млн. тонн, 2009 г. – 200.8 млн. тонн. Таблица 1
Источник: «Jahresbericht 2009. Mineralöl-Zahlen 2009» Производство бензина в странах ЕС осуществляется на 135 НПЗ, производительность которых составляет – 852 млн. тонн нефти в год, что составляет около 20% мировой нефтепереработки (на 1.01.2008 г.). Компонентный состав европейского бензина на протяжении последних лет включал в себя: бензин каталитического крекинга – 30%, бензин каталитического риформинга – 50%, продукты: алкилирования - 5%, изомеризации – 8%, добавки (этанол, ЕТВЕ, МТВЕ, ТАМЕ и др.) -7%. . Согласно данным компании «LyondellBasell» европейское производство эфиров в 2009 году составляло: МТВЕ – 2.64 млн. тонн, ЕТВЕ – 2.59 млн. тонн, ТАМЕ - 0.75 млн. тонн. То есть, для производства бензина, европейские НПЗ использовали более 6 млн. тонн кислородсодержащих добавок. Потребление топливного этанола в ЕС в 2009 году составило 4.278 млрд. литров (3.41 млн. тонн), то есть увеличилось на 18.4 % по сравнению с 2008 годом, которое составляло 3.5 млрд. литров (2.78 млн. тонн). Производство топливного этанола в странах ЕС в 2009 году составило – 3.701 млрд. литров (2.94 млн. тонн). Источник – «European Bioethanol Fuel Association». Таким показателем в Северо - Западной Европе принято называть коэффициент, который равен соотношению цены МТВЕ разделенной на цену бензина 10 ppm (франко – борт Северо-Западной Европы FOB NWE). Коэффициент фактор по МТВЕ на протяжении последних семи месяцев варьировался от 1.05 до 1.15 (см. таблицу 2), а в 2009 году он составлял 1.14 - 1.27. Указанный коэффициент используют нефтяные компании производители бензинов и нефтехимические компании производители МТВЕ, он часто употребляется в аналитических отчетах европейских котировок Platts, а также мировой химической промышленности (www.icis.com). В настоящее время в Европе и мире не существует практики учета коэффициента фактора между ценой ЕТВЕ и бензина 10 ppm. Вместе с тем, такой коэффициент был бы весьма актуален и имеет практическую ценность, поскольку профильные министры 27 стран-членов Евросоюза в Брюсселе достигли "политического соглашения" в отношении предложения Еврокомиссии об увеличении доли возобновляемых источников энергии в общей структуре энергопотребления в ЕС, так называемый план «20-20-20». Исполнительная власть ЕС предложила членам этой региональной организации довести к 2020 году до 20% долю возобновляемых источников энергии, сократить на 20% к уровню 1990 года объемы вредных выбросов в атмосферу и снизить на 20% общие энергетические затраты. Указанный план означает для стран ЕС постепенное уменьшение использования МТВЕ и переход на ЕТВЕ. Расчеты показывают, что предлагаемый авторами, коэффициент фактор ЕТВЕ – бензин 10 ppm, на протяжении последних семи месяцев 2010 года варьировался от 1.29 до 1.46 (см. таблицу 2), а за тоже время 2009 года он составлял 1.49 – 1.97. Коэффициент фактор может изменяться в зависимости от цены топливного этанола, которая на 6 августа 2010 года составляла: в США – Chicago spot – $570-616mt, в Бразилии – FOB Santos - $ 770-783mt, в Европе NEW ARA T2 -$908-924mt. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цена бензина 10 ppm, MTBE, ETBE на FOВ Северно-Западная Европа ($mt )
Россия лишь недавно приняла стандарты качества бензина и дизельного топлива, которые приближаются к европейским требованиям. Они отражены в техническом регламенте «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Целью принятия регламента в части требований к бензинам и дизельному топливу было максимальное приближение к требованиям, установленным в Европе директивами Европейского парламента и Совета 2003/17/ЕS и 98/70/ЕS. В 2007 в России году спрос на МТВЕ на внутреннем рынке составлял 430 тыс. тонн, а к 2010 он предположительно увеличится на 7-8 % и будет составлять 480 – 500 тыс. тонн в год (российское производство в 2006 составило – 695 тыс. тонн). Производство бензина в России в 2009 году составило – 35.8 млн. тонн. Согласно данных компании "КОРТЕС" в 2009 году доля автобензина класса Евро составила 20,2% в общем объеме производства. В 2009 году этим нормам соответствовало 7,2 млн. тонн произведенного в России автобензина. Согласно нашим расчетам производство МТВЕ в Росси в 2009 году составило около 700 тыс. тонн, потребление для российского производства бензинов – около 500 тыс. тонн. Экспорт МТВЕ в 2009 году составил – 200 тыс. тонн, из которых 75 тыс. тонн приходится на Украину. Учитывая требования, которые предлагает правительство Российской Федерации, к качеству бензина в России - авторы предлагают, ввести в коэффициент фактор бензин А-95 – МТВЕ для российского рынка, по сколько до сих пор такой коэффициент не использовался. Указанный коэффициент может использоваться в расчетах аналитических компаний, для прогнозирования развития рынка бензина и рынка МТВЕ. Так, на протяжении семи месяцев 2010 года, коэффициент фактор МТВЕ – бензин А-95 варьировался от 1.05 до 1.17 (см. таблицу 3). Цена бензина А-95, MTBE, метанола в России ($mt). Коэффициент фактор МТВЕ - бензин А-95 за 7 месяцев 2010 года. Таблица 3
Источник: www.nge.ru, www.himtrade.ru Важным экономическим показателем при определении стоимости добавок к бензинам: ЕТВЕ, МТВЕ является стоимость сырья (см. таблицу 4). ЕТВЕ – этил-трет-бутиловый эфир, содержит 50% топливного этанола, МТВЕ – метил-трет-бутиловый эфир, в составе которого метанол составляет 33% и ТАМЕ – трет - амил-метиловый эфир, содержит – 10% метанола. Учитывая процентное содержание спирта (этанол, метанол) в добавках ЕТВЕ и МТВЕ (цена на 20.08.2010г.), можно рассчитать, что стоимость этанола Т1 в цене ЕТВЕ на NWE ARA Т1 составляет - 38.7%, а стоимость метанола Т1 в цене МТВЕ на NWE ARA Т1 составляет – 14.6%. Для сравнения этот же показатель на 15 января 2010 года составлял: в ЕТВЕ – стоимость этанола Т1 – 45%, в МТВЕ – стоимость метанола Т1- 16%. Что касается стоимости изобутилена в стоимости добавок ЕТВЕ и МТВЕ, то она зависит от разных факторов и более трудна в определении. Учитывая вышесказанное можно делать вывод, что стоимость этанола в стоимости ЕТВЕ в Роттердаме (Т1) может составлять от 35% до 48%, а стоимость метанола в стоимости МТВЕ в Роттердаме (Т1) может составлять от 13% до 18%. Что касается российского рынка, то стоимость метанола в МТВЕ по состоянию на 6 августа 2010 года составляла – 9.3%. Цена топлива на FOB NWE ARA ($mt)
Источник: «Jim Jordan&Associates» По нашему мнению, коэффициенты факторы ЕТВЕ, МТВЕ – бензин могут быть применены при расчетах цены бензина, поскольку автомобильные бензины – один из наиболее квалифицированных и дорогих энергоносителей. Указанные коэффициенты также возможно применять в аналитических отчетах котировок Platts, ICIS - что очень актуально для современного рынка нефтепродуктов, в особенности - европейского. НПФ «Турал-110» совместно с азербайджанским институтом нефтехимических процессов им. академика Ю.Г. Мамедалиева разработала проект и производит в г. Сумгаит добавки к бензинам: этил-трет-бутиловый эфир (ЕТВЕ), метил-трет-бутиловый эфир (МТВЕ) – отвечающих требованиям стандартов Евро 4 (ЕN-228), а также другие оксигенатные добавки, которые прошли испытания на НПЗ Польши, Украины. Сырьем для производства добавок к бензинам являются спирты: этанол (ЕТВЕ) или метанол (МТВЕ) и фракции, содержащие изобутилен (бутилен-изобутиленовая, бутилен-бутадиеновая). НПФ «Турал-110» - первая компания среди стран СНГ начавшая промышленное производство ЕТВЕ. Технология производства запатентированная (патент Азербайджанской Республики № i20070174 от 17.10.2007 года). • Корреляция — статистическая взаимосвязь двух или нескольких случайных величин (либо величин, которые можно с некоторой допустимой степенью точности считать таковыми). При этом изменения одной или нескольких из этих величин приводят к систематическому изменению другой или других величин. Математической мерой корреляции двух случайных величин служит коэффициент корреляции Конт. тел. + 99450 220 8542(Вагиф Мирзоев),+ 38 067 402 0377(Евгений Пущик), телфакс + 99412 448 4069 e-mail tural110@gmail.com tural110@mail.ru Skype etbe C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России». C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России». C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков Вагиф Мирзоев, Евгений Пущик | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||