Если с первым все получилось - люди бросились сдавать старенькие автомобили в утиль и уже породили на авторынке небывалый во время кризиса спрос и многомесячные очереди на новые машины, то со вторым ситуация сложнее. Сданные машины - лишь малая часть тех отходов, которые должны быть утилизированы. В частности, в Прикамье остро стоит проблема утилизации автопокрышек и другой резины, а в Пермском крае не хватает предприятий и мощностей для переработки резинотехнических отходов. Федеральная программа по утилизации старых автомобилей стартовала 8 марта этого года и должна была продлиться до ноября. Автовладелец, сдающий в утиль свой автомобиль старше десяти лет, получает сертификат на 50 тыс. руб. для покупки новой машины, произведенной в России. Цель, которой добивались власти, - активизировать продажи российских автомобилей и таким образом поддержать обрушившийся рынок и отечественных производителей. Российский авторынок действительно оживился, продажи начали расти. В частности, в Пермском крае только за первый месяц действия программы было сдано в утиль порядка 450 автомобилей. А с марта по июнь, по данным Минпромторга, в целом в России 200 тыс. людей избавились от старых машин. Другое благое последствие программы - улучшение экологической обстановки за счет переработки накопившихся отходов (автохлама) и за счет вывода из автопарка старых автомобилей, которые не могут похвастаться экологической «чистотой». По данным Минпромторга, 56,9% всего российского автопарка - это автомобили старше десяти лет (19,6 млн «легковушек»). Прием старых автомобилей в Пермском крае ведут предприятия «Пермвтормет», «Чистый город» и Пермский пороховой завод, получившие разрешение Минпромторга РФ. В целом утилизацией старых автомобилей могут заниматься компании, имеющие лицензию на прием металлолома или на утилизацию отходов. «Программа направлена на поддержание российского автопрома и избавление от старых, отслуживших свое машин, и мы оцениваем ее как полезную», - говорит гендиректор ООО «Чистый город» Андрей Григорьев. Согласно условиям участия в программе, компания-утилизатор должна получать за каждый автомобиль не более 3 тыс. руб. У «Чистого города» эта сумма составляет 2950 руб. По словам Андрея Григорьева, она незначительно превышает себестоимость процедуры. Сколько составляет себестоимость процесса утилизации, он не раскрыл.«Дополнительный доход приносит сдача металлолома, покрышек, технических жидкостей», - отметил он. За время действия программы «Чистый город» утилизировал 24 авто. Утилизация автомобилей происходит следующим образом: сначала сливаются все технические жидкости (бензин, масло, тосол и др.), потом снимаются аккумулятор, автопокрышки, стекла, обшивка салона. После этого все оставшиеся металлические детали автомобиля прессуются. В «Чистом городе» их сминают бульдозером, после чего сдают в металлолом. «Покрышки и аккумуляторы также сдаются специализированным компаниям. Стекло и обшивка утилизируются на полигоне «Чистого города» в ЗАТО Звездный вместе с другими отходами, а жидкости (кроме бензина, который используется по назначению) сжигаются в установке термического обезвреживания», - поясняет Андрей Григорьев. По оценке экологов «Чистого города», утилизация автомобилей не является экологически опасной, если соблюдаются правила охраны окружающей среды и правила пожарной безопасности. В компании уверяют, что строго контролируют соблюдение и тех и других правил. На «Пермвтормете» пользуются пресс-ножницами, на которых металлолом закладывается в камеру, прессуется, а затем разрезается. Пресс-ножницы стали основой перерабатывающего комплекса «Пермвтормета» в 2005 году. До этого около 80% поступающего лома перерабатывалось огневой разделкой. После появления специализированного оборудования объем огневой разделки снизился до 40%. В «Пермвтормете» говорят, что за счет этого количество выбросов вредных веществ в атмосферу уменьшилось в два раза. С металлоломом, который в конечном счете отправляется в качестве сырья на металлургические производства, ситуация ясная. Потому что у металлургов есть спрос на вторичное сырье, и утилизаторы заинтересованы его сдать. Острее стоит проблема переработки такой составляющей автомобиля, как автопокрышки. В Прикамье порядка 20 компаний имеют лицензию на работу с резинотехническими отходами (прием и хранение). Из них лишь часть занимается непосредственно переработкой резины. Причем, по данным Ростехнадзора, несколько предприятий в результате кризиса были остановлены (в частности «Экотех» в Кунгуре). В итоге сейчас только два предприятия занимаются именно переработкой резинотехнических отходов, производя из них вторичную резину, - «Экоинвест» (Пермь) и «Экошина» (Чайковский). Как пояснил заместитель гендиректора компании «Экоинвест» Виктор Миронов, в рамках программы по утилизации старых автомобилей «Пермвтормет» и «Чистый город» уже сдают автопокрышки предприятию (утилизация одной тонны покрышек у «Экоинвеста» стоит 3,2 тыс. руб.). «Если сравнивать объемы, поступающие от разных клиентов, то „Пермвторчермет“ и „Чистый город“ сдают небольшой объем, - говорит Виктор Миронов. - Госпрограмма утилизации старых автомобилей добавила нам двух клиентов, а в целом в Перми и крае у нас заключено больше 1000 договоров, а наш общий объем сбора и переработки - от 1 тыс. до 1,5 тыс. тонн в год». Надо отметить, что даже этот объем с учетом всех клиентов «Экоинвеста» - всего лишь малая часть всех автопокрышек, которые нужно было бы утилизировать, но они сейчас, по сути, захламляют Пермь и окрестности. Виктор Миронов отмечает, что, по данным ГИБДД (исходя из количества автотранспорта), каждый год в крае появляется примерно 20–25 тыс. тонн использованных автопокрышек (пополам от частных и юридических лиц). А два действующих завода вместе могут переработать в год только порядка 15 тыс. тонн (проектная мощность завода «Экоинвест» - 7 тыс. тонн в год, «Экошины» - до 8 тыс. тонн). При этом сейчас их мощности загружены неполностью. По словам источника , знакомого с ситуацией, в Пермском крае на утилизацию сдается лишь около 2 тыс. тонн, то есть попросту выбрасывается на свалки примерно 18–23 тыс. тонн автопокрышек (по данным регионального управления по охране окружающей среды, в Пермском крае действует более 400 несанкционированных свалок). Собеседник «Коммераснта» отмечает, что коммерческие организации чаще всего сдают резину только потому, что обязаны отчитываться перед экологическими службами. Но сдают их в минимальном количестве, которое, как правило, прописано контролирующими органами. Жители зачастую вообще практически никогда не сдают автопокрышки на утилизацию. Стоит отметить, что, в частности, «Экоинвест» несколько лет назад предлагал городским властям создать на базе шиномастерских пункты приема резины, чтобы таким образом наладить схему сбора автопокрышек у частных лиц. Но этот план развития не получил. «Мы не можем никого обязать сдаватьшины. Это могут сделать только органы власти. Здесь нужна более активная позиция администрации», - говорит Виктор Миронов. В управлении внешнего благоустройства администрации Перми не стали комментировать «Ъ» сложившуюся проблему. Между тем именно дотации от государства на утилизацию отходов, в том числе автопокрышек, - это схема, которую используют многие развитые страны, отмечает господин Миронов. «В европейских и азиатских странах государство дотирует предприятия, занимающиеся переработкой отходов, мотивируя их таким образом собирать автошины бесплатно, - рассказывает Виктор Миронов. - В Тайване, например, на предприятиях стоят видеокамеры, которые фиксируют процесс утилизации. На основании этих записей предприниматели получают затем деньги». Другая возможная схема, по словам эксперта, это налог на утилизацию, который изначально может быть заложен в стоимость покрышки. По словам Виктора Миронова, акциза в размере не более 4% от стоимости автопокрышки будет достаточно, чтобы покрыть расходы на ее дальнейшую переработку: «В этом случае мы сможем организовать сбор всех 20–25 тыс. тонн покрышек в Пермском крае. Сами найдем их, соберем, и переработаем». Конечно, это вызовет недовольство автовладельцев, для которых цена покрышек вырастет, соглашается Виктор Миронов. «Но сегодня у нас никто не платит за утилизацию, но все возмущаются, что город замусорен. Нужно платить за чистоту. Это мировая практика», - уверен господин Миронов. В случае если будет разработана господдержка утилизации резины, компании удастся загрузить свои мощности полностью и окупить инвестиции в производство, отмечает господин Миронов (перерабатывающий завод на базе «Экоинвеста» был построен в 2007 году, и пока вложения в 120 млн руб. не окупились). Тем временем переработка резинотехнических отходов может быть и полезным и выгодным бизнесом. Вместо простого сжигания автопокрышек (так называемое «томление», после которого получается горючая жидкость, используемая для отопления) переработчики получают из них вторичную резину, которую и пускают в оборот. «Мы получаем резиновую крошку, которая используется в первую очередь для дорожного строительства. Сейчас основной наш рынок сбыта - Москва. Скоро будем отправлять и на стройки в Сочи», - рассказал Виктор Миронов. Власти региона признают, что с переработкой резинотехнических отходов в Прикамье есть проблемы. По данным краевого агентства по строительству и ЖКХ, лишь 4% от общего объема твердо-бытовых отходов (ТБО) используется или обезвреживается. Это количество непозволительно низкое, а собственных мощностей по переработке резинотехнических изделий в Пермском крае недостаточное количество, резюмируют специалисты агентства. На 2010–2014 годы агентство разработало долгосрочную целевую программу «Обращение с отходами потребления на территории Пермского края» с общей суммой финансирования - 4,7 млрд руб. (из них почти 3 млрд руб. - из бюджета края, 1,3 млрд руб. - внебюджетные средства). Одна из ее целей - увеличение объемов использования отходов в качестве вторичного сырья. К концу намеченного срока доля отходов, направляемых на переработку, должна составить не менее 57% (677 тыс. тонн ТБО). В частности, для этого предполагается строительство нового завода по переработке резинотехнических изделий в Березниках. Стоимость проекта оценивается в 133,9 млн руб. Впрочем, бюджет тратиться на это не собирается - на проект предполагается найти инвестора. Но надо отметить, что компания «Экоинвест» уже планировала три года назад построить завод по переработке шин в Березниках, а затем отказалась от проекта, сославшись на удаленность от Перми (что усложняет транспортировку) и сложности строительства в этом городе. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка синтетических каучуков можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок синтетических каучуков в России». Источник: КоммерсантЪ
|