Многолетние наблюдения за соревнованиями и результатами лыжников-гонщиков, биатлонистов, слаломистов и др. показали, что конкуренция на лыжных трассах становится все острее, а разрывы во времени между сильнейшими спортсменами постоянно сокращаются. Отсюда нетрудно сделать вывод: для того, чтобы занимать главенствующие места на соревнованиях необходимо либо повысить физический уровень и отшлифовать мастерство самих выступающих лыжников, либо создать такие смазочные материалы для обработки лыж, которые помогли бы достойно финишировать спортсменам. Бесспорно, совмещение этих двух требований позволит выступающему лыжнику стать лидером на соревнованиях любого уровня. Творческие усилия сотрудников Института органического синтеза (ИОС) УрО РАН направлены на реализацию второй компоненты успеха лыжника – создание высокоэффективных смазочных материалов. В недавнем прошлом в качестве составных компонентов лыжных смазок использовали, в основном, природные компоненты: горный и пчелиный воск, сосновую смолу, живицу, канифоль, животные жиры, минеральные масла и др. Сегодня композиции лыжных смазок, приготовленные из природного сырья, не могут удовлетворять возросшим требованиям со стороны лыжников-спортсменов. Современный состав лыжных смазок по большей части является синтетическим, а их рабочие характеристики значительно превосходят аналогичные показатели (адгезия, механическая прочность, гидрофобность, статическое трение и т.д.) смазок из природных компонентов.
Умение составлять композиции лыжных смазок требует от исследователя знаний в области органической и физической химии, трибологии, химии полимеров, а также практических сведений о наилучшем способе нанесения смазки на лыжи и о результатах использования ее в определенных погодных условиях. Здесь стоит оговориться: указанный производителем на этикетке диапазон применения той или иной смазки – это лишь рекомендуемый интервал для использования. Кроме того, необходимо учесть не только температуру воздуха в день соревнований, но и температуру снежного покрова (зачастую она не совпадает с температурой воздуха), структуру снега и влажность. За последние два десятилетия производители лыжных смазок стали широко использовать фторорганические соединения благодаря их уникальным свойствам. Обычные углеводородные парафины – основной компонент первых лыжных смазок - имеют поверхностное натяжение 25 дин/см; частично фторированные парафины и перфторуглероды (полностью фторированные) обладают малым поверхностным натяжением (14-15 дин/см), химически инертны, имеют высокий смазывающий эффект, обладают отталкивающим эффектом от масла (липофобность), воды (гидрофобность), сажи (грязи), что обеспечивает блестящее скольжение. Сочетание таких качеств и предпосылок как специфика нашей лаборатории (лаборатория фторорганических соединений), высокий научный потенциал сотрудников, наличие отечественной сырьевой базы, привлечение действующих лыжников-спортсменов и др. позволило в 1995 - 96 гг. на базе ИОС УрО РАН освоить производство смазок скольжения, сцепления и порошков-ускорителей для всех видов лыжного спорта. Непрерывные научные и практические исследования в области создания новых экологически безопасных лыжных смазок четко очертили круг тех фторорганических добавок, которые являются высокоэффективными для придания обычным смазочным материалам для лыж высоких скоростных характеристик. Пять соединений этого ряда защищены патентами РФ. За годы исследований сотрудниками ИОС УрО РАН создан широкий ассортимент высокоэффективных лыжных смазок скольжения, сцепления и порошков-ускорителей, оформлены лабораторные методики получения лыжных смазок, зарегистрированы технические условия (ТУ 2389-001-16637254-98, ТУ 2389-002-16637254-00), успешно пройдена токсикологическая экспертиза всего ассортимента, получены гигиенические сертификаты на выпускаемую продукцию (гигиенические сертификаты № 66.01.10.960.П.001203.09.01 и № 66.01.10.961.П.001588.07.02). Вся серия лыжных смазок разрешена к серийному производству, распространению и транспортировке. Об успешном применении лыжных смазок и достигнутых успехах спортсменами-лыжниками, использующих наши смазки скольжения, сцепления и порошки-ускорители, свидетельствуют многочисленные отзывы и благодарственные письма в адрес сотрудников лаборатории фторорганических соединений УрО РАН. Ниже приводится выпускаемый ассортимент лыжных смазок и способы их нанесения и применения. К сведению, цены на выпускаемую продукцию установлены в 2-3 раза ниже зарубежных аналогов. СМАЗКИ СЦЕПЛЕНИЯ Серия C (для тренировок и выступления в соревнованиях) C-1 (0… +2оС) – для сырого падающего и лежалого снега, глянцующейся лыжни; C-2 (+1… –1оС) – для падающего свежего и лежалого влажного снега, частично глянцующейся лыжни; C-3 (-1… –3оС) – универсал, для снега любой структуры. Обладает хорошей износоустойчивостью. Возможно использование до –12оС; C-4 (-2… –6оС) – для свежевыпавшего и лежалого снега любой структуры. При падающем влажном снеге комбинируется с –1… –3оС; C-5 (-5… –10оС) – для снега любой структуры. При падающем влажном снеге комбинируется с –1… –3оС; C-6 (-10… –15оС) – для снега любой структыры; C-7 (грунт, 0… –15оС) – базовая основа, применяется на длинных дистанциях, также на фирновом грубом снеге. Наносится первым слоем под утюг, охлаждается, хорошо растирается, далее закрывается смазкой, соответствующей температурному диапазону. Серия CF (для выступления в соревнованиях) Фторированные смазки, при хорошем сцеплении имеют более высокие скоростные качества и рабочую стабильность, особенно при повышенной влажности и загрязненном снеге. CF-1 (0… +1oC) – для падающего снега, глянцующейся лыжни; CF-2 (0… –3oC) – для свежего и лежалого снега; CF-3 (-2… –6oC) – для порошкообразного и мелкокристаллического снега. При падающем снеге комбинируется с 0… –2оС; CF-4 (-5… –10oC) – для снега любой структуры. СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ: Смазки сцепления наносятся под колодку ляжи (средняя 1/3 лыжи) тонким слоем на чистую поверхность, затем растираются пробкой. При применении смазок на дистанции более 5 км следует нанести поочередно 2 или 3 тонких слоя, первый слой желательно разровнять лыжным утюжком. Смазки сцепления не следует наносить толстым слоем, т.к. это приводит к обледенению смазки, ухудшению скольжения лыж и сцеплению смазки с лыжней. Отработанная смазка снимается с помощью лыжного скребка, смывки. СМАЗКИ СКОЛЬЖЕНИЯ Серия СН Составы этой серии не содержат фторированных добавок. Они дешевле по цене и обладают хорошими рабочими характеристиками в своих диапазонах, особенно при низкой влажности воздуха. Предназначаются для детского и ветеранского спорта, туризма и обеспечения тренировочного процесса спортсменов высших разрядов. СН-1 (0… +10оС, красный) – для мокрой, водяной лыжни, сильной оттепели; СН-2 (0… –5оС, желтый) – для слабого мороза, средней влажности; мелкозернистого и свежего снега. При высокой влажности комбинируется с 0… +10оС; СН-3 (-4… –10оС, голубой) – хорошо работает в своем диапазоне при низкой и средней влажности воздуха на снеге любой структуры. Обладает отличной износоустойчивостью, служит прекрасным «консервантом» при подготовке лыж для поездок ввиду низкой температуры плавления, ширины температурного диапазона и своей универсальности при работе на снеге любой структуры; СН-4 (-10… –30оС, зеленый) – синтетический парафин (т. пл. около 100оС), применяется при –10оС и ниже в условиях сухого порошкообразного или мелкозернистого перемерзшего снега. Снимается циклей после оплавки через 2-3 мин. слегка теплым. Зачищается комбинированной щеткой, полируется нетканным материалом (микрофибром). При высокой влажности воздуха (более 80%) и на свежем падающем снеге комбинируется с порошком-ускорителем VF-77 (VF-1). Для этого на теплый, оплавленный парафин наносится тонкий слой порошка (примерно 1/3 от того количества, когда VF идет окончательным верхним слоем) и оплавляется вместе повторно. Дальнейшая обработка – традиционно. Этот вариант смазки можно использовать в диапазоне –8… –15оС при высокой влажности воздуха; Сервис-грунт (светло-коричневый, желтый) – специальная смазка для подготовки новых лыж, «запитки» после циклевки старой поверхности. Низкая температура плавления и прекрасная проникающая способность (за счет ввода в состав смазки деполяризатора) дает преимущество перед грунтовкой обычными составами.
|