Причем, чем дальше, тем больше он усложняется. Попробуем вместе разобраться, какие цели преследует эта непрерывная гонка производителей. Примечательно, что инженеры, разрабатывающие новые модели подшипников, будучи, безусловно, творческими людьми, тем не менее, вовсе не пытаются создать нечто драгоценное или шедевральное, чтобы тем самым сразу войти в историю техники. И вовсе не потому, что не могут себе позволить витать в облаках. Дело здесь совсем в другом – берясь за инновацию, они ставят перед собой куда как более приземленные и прозаические цели. Скажем, увеличить ресурс, приподнять скоростной потолок и т.п. Однако, если знающему человеку присмотреться к результатам, то нетрудно заметить, что всякий раз (ну, или почти всякий раз) на выходе получается пусть маленький, но все-таки своего рода шедевр. И примеров тому множество, обратимся хотя бы к некоторым из них.
Пусть сам о себе заботится На современных производствах к процессу смазки шпиндельных систем станков и центров механизированной обработки требуется особый подход. Само собой разумеется, что здесь, как и в любом другом случае, смазка шпиндельных подшипников должна обеспечить отличную производительность машинного узла в высокоскоростном режиме, но этого мало. Постоянно ужесточающиеся нормативные требования предписывают, чтобы это сопровождалось минимальной нагрузкой на окружающую среду. В ответ на запросы рынка группа NTN-SNR, мировой производитель подшипников, вывела на рынок шпиндельный радиально-упорный шариковый подшипник с модифицированной встроенной системой смазки. Некоторое время назад тот же производитель уже предлагал радиально-упорные шариковые подшипники с уплотнением для высокоскоростных режимов работы серии ULTAGE типа BNS. Однако для этого типа подшипников рекомендовалось использование внешних систем смазки, что усложняло процесс обслуживания подшипников, было более энергоемким и требовало дополнительных затрат на оборудование. В новой конструкции масляная смазка, находящаяся в отдельном закрытом резервуаре снаружи подшипника, вследствие изменения температуры подшипника в процессе эксплуатации автоматически поступает на дорожки качения. С новой системой смазки стало возможным обеспечить работу шпиндельного шарикового подшипника при нагрузках до 1,9 млн. dmn без специального обслуживания. Для эффективной работы подшипника не требуется внешних систем смазки, кроме того в процессе смазывания не возникает масляный туман. Инновационная система смазки получила название MOGS (Minimum Quantity base oil of Grease Supply).
Роликовые шарики или шариковые ролики? Для уха специалиста звучит весьма непривычно, но именно подшипники с шариковыми роликами разработали инженеры Schaeffler Group, производителя подшипников известных марок FAG и INA. Как можно сразу догадаться уже из самого названия изделий, основное новшество здесь – нестандартные тела качения подшипников. Это шарики, у которых удалены сегменты, не несущие нагрузки в процессе работы. С двух сторон типового подшипникового шарика срезано около 15% самого тела качения, в результате чего получился «шариковый ролик». Шариковый ролик на 30% компактнее, чем стандартный шарик. Следовательно, подшипник может вместить большее число тел качения нового типа, что приводит к значительному увеличению грузоподъемности и срока эксплуатации подшипника. Применение шариковых роликов открывает новые возможности по повышению компактности подшипников и машинных узлов. Преимущества использования шариковых роликов можно рассмотреть на примере шарикового подшипника 6207, который в стандартной комплектации в соответствии с DIN 625 содержит 9 тел качения, заполняющих около 60% пространства между внутренним и внешним кольцом подшипника. Подшипник с шариковыми роликами BXRE207 вмещает 14 тел качения, заполняющих около 90% возможного пространства, что способствует увеличению продолжительности срока эксплуатации подшипника в 2,4 раза.
Подшипник с шариковыми роликами были впервые анонсированы Schaeffler Group всего каких-нибудь пару лет назад. А на сегодня группа массово производит уже четыре серии подобных агрегатов скольжения. И у каждой можно отметить свои неоспоримые преимущества. Так, однорядные подшипники с шариковыми роликами BXRE отличаются меньшим наружным диаметром, чем стандартные подшипники с равным внутренним диаметром. Иначе говоря, им требуется куда как меньшее пространство «для собственной персоны», но при полностью сохранившейся способности выдерживать большую нагрузку. Неслучайно подшипники серии BXRE стали очень охотно устанавливать в своих изделиях производители электромоторов, стиральных машин, цепных пил и т.д. Двухрядные подшипники с шариковыми роликами серии BXRO способны воспринимать как радиальную, так и осевую нагрузку. По сравнению со стандартными подшипниками, они умещают в себе в полтора раза больше тел качения, а в результате нашли эффективное применение в автомобильных ручных трансмиссиях и текстильном оборудовании.
В подшипниках серии BXRT два ряда шариковых роликов установлены по схеме «тандем». Трение здесь получается почти на треть меньше, чем в коническом роликовом подшипнике, а грузоподъемность абсолютно та же. Эти подшипники их разработчики изначально ориентировали на применение в трансмиссиях и дифференциалах, гидравлических моторах и насосах. А в качестве ступичных подшипников для использования в пассажирских и коммерческих авто были разработаны четырехрядные подшипники BXR4. У них и масса меньше, и конструкция более компактна.
Инновационная направленность в работе инженеров Schaeffler Group позволяет подшипникам INA и FAG удерживать лидирующие позиции на мировом рынке вот уже более ста лет.
|