ИННОВАЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПОДШИПНИКОВ |
Число инновационных решений на подшипниковом рынке в последнее время неуклонно растет. Привычный всем «кругляш» из двух колец и шариков, обеспечивающий идеальное скольжение деталей на стыке, уже и сам по себе постепенно преобразуется во все более сложный агрегат, постоянно подвергаясь дальнейшим усовершенствованиям. |
Причем, чем дальше, тем больше он усложняется. Попробуем вместе разобраться, какие цели преследует эта непрерывная гонка производителей. Примечательно, что инженеры, разрабатывающие новые модели подшипников, будучи, безусловно, творческими людьми, тем не менее, вовсе не пытаются создать нечто драгоценное или шедевральное, чтобы тем самым сразу войти в историю техники. И вовсе не потому, что не могут себе позволить витать в облаках. Дело здесь совсем в другом – берясь за инновацию, они ставят перед собой куда как более приземленные и прозаические цели. Скажем, увеличить ресурс, приподнять скоростной потолок и т.п. Однако, если знающему человеку присмотреться к результатам, то нетрудно заметить, что всякий раз (ну, или почти всякий раз) на выходе получается пусть маленький, но все-таки своего рода шедевр. И примеров тому множество, обратимся хотя бы к некоторым из них. На современных производствах к процессу смазки шпиндельных систем станков и центров механизированной обработки требуется особый подход. Само собой разумеется, что здесь, как и в любом другом случае, смазка шпиндельных подшипников должна обеспечить отличную производительность машинного узла в высокоскоростном режиме, но этого мало. Постоянно ужесточающиеся нормативные требования предписывают, чтобы это сопровождалось минимальной нагрузкой на окружающую среду. В ответ на запросы рынка группа NTN-SNR, мировой производитель подшипников, вывела на рынок шпиндельный радиально-упорный шариковый подшипник с модифицированной встроенной системой смазки.
Роликовые шарики или шариковые ролики? Для уха специалиста звучит весьма непривычно, но именно подшипники с шариковыми роликами разработали инженеры Schaeffler Group, производителя подшипников известных марок FAG и INA. Как можно сразу догадаться уже из самого названия изделий, основное новшество здесь – нестандартные тела качения подшипников. Это шарики, у которых удалены сегменты, не несущие нагрузки в процессе работы. С двух сторон типового подшипникового шарика срезано около 15% самого тела качения, в результате чего получился «шариковый ролик».
Подшипник с шариковыми роликами были впервые анонсированы Schaeffler Group всего каких-нибудь пару лет назад. А на сегодня группа массово производит уже четыре серии подобных агрегатов скольжения. И у каждой можно отметить свои неоспоримые преимущества.
Так, однорядные подшипники с шариковыми роликами BXRE отличаются меньшим наружным диаметром, чем стандартные подшипники с равным внутренним диаметром. Иначе говоря, им требуется куда как меньшее пространство «для собственной персоны», но при полностью сохранившейся способности выдерживать большую нагрузку. Неслучайно подшипники серии BXRE стали очень охотно устанавливать в своих изделиях производители электромоторов, стиральных машин, цепных пил и т.д. Двухрядные подшипники с шариковыми роликами серии BXRO способны воспринимать как радиальную, так и осевую нагрузку. По сравнению со стандартными подшипниками, они умещают в себе в полтора раза больше тел качения, а в результате нашли эффективное применение в автомобильных ручных трансмиссиях и текстильном оборудовании. В подшипниках серии BXRT два ряда шариковых роликов установлены по схеме «тандем». Трение здесь получается почти на треть меньше, чем в коническом роликовом подшипнике, а грузоподъемность абсолютно та же. Эти подшипники их разработчики изначально ориентировали на применение в трансмиссиях и дифференциалах, гидравлических моторах и насосах. А в качестве ступичных подшипников для использования в пассажирских и коммерческих авто были разработаны четырехрядные подшипники BXR4. У них и масса меньше, и конструкция более компактна. Инновационная направленность в работе инженеров Schaeffler Group позволяет подшипникам INA и FAG удерживать лидирующие позиции на мировом рынке вот уже более ста лет. |
Томское ноу-хау
Рядом с такими гигантами, обладающими мощной научно-технической базой для поиска и апробирования новых конструктивных решений, которую никак не соотнесешь с возможностями российских разработчиков, тем более радостно выделить уникальное и, не побоимся этого слова, в чем-то революционное изобретение специалистов ООО «Томские трансмиссионные системы». Эта наша сугубо отечественная фирма специализируется на инженерно-исследовательских и опытно-конструкторские работах в сфере волновых механических передач с промежуточными телами качения. Если коротко, их еще называют «редуктор-подшипник».
Особенность томского ноу-хау заключена в расположении шариков между обоймами и геометрии криволинейных дорожек качения. Но здесь мы не станем вдаваться в конструктивные подробности, интересные исключительно узким специалистами. Все внимание уделим практическому применению инновации. По сравнению с традиционными зубчатыми редукторами, разработанный сибирскими инженерами редуктор-подшипник наделен несколькими существенными достоинствами.
Во-первых, за счет обойменного принципа компоновки он очень компактен. В его конструкции фактически нет составных частей, неотъемлемых для классического редуктора: корпуса, валов, шестерен и подшипников. Благодаря этому масса и габариты передаточного звена уменьшены на 1–2 порядка. А если еще контактирующие детали делать, допустим, из керамических материалов, которые не имеют упругих и пластических деформаций, то в деле «миниатюризации» механизма можно будет легко добиться еще более ощутимых результатов.
С текущей ситуацией и прогнозом развития рынка подшипников можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок подшипников в Росси и в Украине».
Владимир Баранов http://www.promvest.info |