НОВЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ РАЗРАБОТКИ ЛЫЖНЫХ СМАЗОК |
В статье представлены разработки лыжных смазок Института органического синтеза Уральского Отделения РАН. |
Многолетние наблюдения за соревнованиями и результатами лыжников-гонщиков, биатлонистов, слаломистов и др. показали, что конкуренция на лыжных трассах становится все острее, а разрывы во времени между сильнейшими спортсменами постоянно сокращаются. Отсюда нетрудно сделать вывод: для того, чтобы занимать главенствующие места на соревнованиях необходимо либо повысить физический уровень и отшлифовать мастерство самих выступающих лыжников, либо создать такие смазочные материалы для обработки лыж, которые помогли бы достойно финишировать спортсменам. Бесспорно, совмещение этих двух требований позволит выступающему лыжнику стать лидером на соревнованиях любого уровня.
Умение составлять композиции лыжных смазок требует от исследователя знаний в области органической и физической химии, трибологии, химии полимеров, а также практических сведений о наилучшем способе нанесения смазки на лыжи и о результатах использования ее в определенных погодных условиях. Здесь стоит оговориться: указанный производителем на этикетке диапазон применения той или иной смазки – это лишь рекомендуемый интервал для использования. Кроме того, необходимо учесть не только температуру воздуха в день соревнований, но и температуру снежного покрова (зачастую она не совпадает с температурой воздуха), структуру снега и влажность. За последние два десятилетия производители лыжных смазок стали широко использовать фторорганические соединения благодаря их уникальным свойствам. Обычные углеводородные парафины – основной компонент первых лыжных смазок - имеют поверхностное натяжение 25 дин/см; частично фторированные парафины и перфторуглероды (полностью фторированные) обладают малым поверхностным натяжением (14-15 дин/см), химически инертны, имеют высокий смазывающий эффект, обладают отталкивающим эффектом от масла (липофобность), воды (гидрофобность), сажи (грязи), что обеспечивает блестящее скольжение. Сочетание таких качеств и предпосылок как специфика нашей лаборатории (лаборатория фторорганических соединений), высокий научный потенциал сотрудников, наличие отечественной сырьевой базы, привлечение действующих лыжников-спортсменов и др. позволило в 1995 - 96 гг. на базе ИОС УрО РАН освоить производство смазок скольжения, сцепления и порошков-ускорителей для всех видов лыжного спорта. Непрерывные научные и практические исследования в области создания новых экологически безопасных лыжных смазок четко очертили круг тех фторорганических добавок, которые являются высокоэффективными для придания обычным смазочным материалам для лыж высоких скоростных характеристик. Пять соединений этого ряда защищены патентами РФ. За годы исследований сотрудниками ИОС УрО РАН создан широкий ассортимент высокоэффективных лыжных смазок скольжения, сцепления и порошков-ускорителей, оформлены лабораторные методики получения лыжных смазок, зарегистрированы технические условия (ТУ 2389-001-16637254-98, ТУ 2389-002-16637254-00), успешно пройдена токсикологическая экспертиза всего ассортимента, получены гигиенические сертификаты на выпускаемую продукцию (гигиенические сертификаты № 66.01.10.960.П.001203.09.01 и № 66.01.10.961.П.001588.07.02). Вся серия лыжных смазок разрешена к серийному производству, распространению и транспортировке. Об успешном применении лыжных смазок и достигнутых успехах спортсменами-лыжниками, использующих наши смазки скольжения, сцепления и порошки-ускорители, свидетельствуют многочисленные отзывы и благодарственные письма в адрес сотрудников лаборатории фторорганических соединений УрО РАН. Ниже приводится выпускаемый ассортимент лыжных смазок и способы их нанесения и применения. К сведению, цены на выпускаемую продукцию установлены в 2-3 раза ниже зарубежных аналогов. СМАЗКИ СЦЕПЛЕНИЯ Серия C (для тренировок и выступления в соревнованиях) C-1 (0… +2оС) – для сырого падающего и лежалого снега, глянцующейся лыжни; Серия CF (для выступления в соревнованиях) Фторированные смазки, при хорошем сцеплении имеют более высокие скоростные качества и рабочую стабильность, особенно при повышенной влажности и загрязненном снеге. CF-1 (0… +1oC) – для падающего снега, глянцующейся лыжни; СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ: Смазки сцепления наносятся под колодку ляжи (средняя 1/3 лыжи) тонким слоем на чистую поверхность, затем растираются пробкой. При применении смазок на дистанции более 5 км следует нанести поочередно 2 или 3 тонких слоя, первый слой желательно разровнять лыжным утюжком. Смазки сцепления не следует наносить толстым слоем, т.к. это приводит к обледенению смазки, ухудшению скольжения лыж и сцеплению смазки с лыжней. Отработанная смазка снимается с помощью лыжного скребка, смывки. СМАЗКИ СКОЛЬЖЕНИЯ Серия СН Составы этой серии не содержат фторированных добавок. Они дешевле по цене и обладают хорошими рабочими характеристиками в своих диапазонах, особенно при низкой влажности воздуха. Предназначаются для детского и ветеранского спорта, туризма и обеспечения тренировочного процесса спортсменов высших разрядов. СН-1 (0… +10оС, красный) – для мокрой, водяной лыжни, сильной оттепели; Сервис-грунт (светло-коричневый, желтый) – специальная смазка для подготовки новых лыж, «запитки» после циклевки старой поверхности. Низкая температура плавления и прекрасная проникающая способность (за счет ввода в состав смазки деполяризатора) дает преимущество перед грунтовкой обычными составами. |
Серия G (антистатик графит) GSoft ( +10oC) – мягкий антистатик, базовая основа в диапазоне + 10оС; Серия LF (низкофтористые) Смазки скольжения этой серии применяются в условиях повышенной влажности воздуха (65% и выше) и снега. Введение в состав фторкомпонентов значительно улучшает скоростные характеристики и рабочую стабильность этих смазок. Вводимые фторкомпоненты имеют коэффициент поверхностного натяжения в 2-3 раза меньше, чем смазки серии СН. LF-1 (+1… +10оС, красный) – фторсиликон, наилучшие условия применения: сырой, мокрый снег при +3 оС и выше. При использовании на дистанции более 15 км нужно провести насыщение порошками серии VF, либо нанести их верхним слоем; Серия HF (высокофтористые) HF-1 (+1… +10оС, розовый) – мягкий низкоплавкий парафин для очень мокрой лыжни, падающего сырого снега, дождя. Хорошо сочетается с эмульсиями и порошками серии VF. Для нанесения этой смазки обязательно использовать накатки с шагом 1,5-2,0 мм; СМАЗКИ СКОЛЬЖЕНИЯ ДЛЯ ГОРНЫХ ЛЫЖ Серия A-LF (низкофтористые A-LF – 1 (-3 +5 оС, серебристый) – переходный парафин для сырого кристаллического (фирна), старого весеннего снега. Обладает отличной износоустойчивостью; Серия A-HF (высокофтористые) Эта серия отличается более высоким содержанием фторкомпонентов. Применяется высококвалифицированными спортсменами для выступлений в соревнованиях. A-HF - 1 (-3 +5 oC, серебристый) – для твердой, льдистой трассы; грязного весеннего снега. Отличается хорошей износоустойчивостью и высокими скоростными качествами; Серия EVF EVF – 1 (-5 +10 оС) – эмульсионный жидкий ускоритель; ПОРОШКИ, УСКОРИТЕЛИ, ЭМУЛЬСИИ (Серии VF, VFT, EVF) Порошки (VF) Фторуглеродные, гидрофобные смазки скольжения с очень низким коэффициентом поверхностного натяжения. Обладают уникальными скоростными качествами и стабильностью в работе на длинных дистанциях. VF-77 (-10 +10 oC, универсал) – для любой структуры снега в условиях повышенной влажности. Температура плавления ~ 100 оС. Предварительная подготовка: перед нанесением порошков лыжи должны быть очищены, нанесена структура, пропарафинены смазкой скольжения, соответствующей снежным и погодным условиям, и тщательно отшлифованы щетками и шлифовальной тканью. Нанесение: 1. Горячий способ (оплавка): нанести тонкий, ровный слой порошка, тщательно распределив по всей скользящей поверхности. Прогреть утюг до 130-140 оС (при работе с VF-77) и до 90 оС (при работе с VF-78). За один проход оплавить порошок. Движение утюга долно быть равномерно-спокойным. После охлаждения лыж следует обработка щетками: сначала из натурального конского волоса, затем – мягкой нейлоновой. Порошковые щетки использовать только по назначению. 2. Сухое нанесение (втирание): используется на коротких дистанциях (10-15 км) при мягкой структуре снега на лыжне. Наносится тонкий слой порошка (можно островками, пятнами) и тщательно втирается чистой пробкой или специальным полировочным фетровым блоком до образования равномерной пленки. После этого следует обработка щеткой из конского волоса и мягкой порошковой щеткой, фибертексом. 3. Способ насыщения смазок: на оплавленный парафин наносится тонкий слой порошка (в 2-3 раза меньше, чем при горячем способе) и тщательно, до появления мерцающих «звездочек», прогревается утюгом. После 10-15 мин. охлаждения лыжи обрабатываются традиционным способом. С тугоплавкими парафинами сочетается VF-1, с с мягкими – VF-2. Этот метод применяется в диапазоне –15 +4 оС, что позволяет сэкономить порошок. Методом насыщения можно пользоваться и без применения порошков при работе с парафинами серий LF и HF. На тщательно подготовленную скользящую поверхность лыжи наносится парафин и прогревается. Затем охлаждается в течение 10-15 мин, повторно прогревается и охлаждается. Не допускайте перегрева! Такая методика дает более прочное и глубокое проникновение смазки в структуру пластика и повышает скорость и стабильность работы на дистанции. 4. Сочетание со смазками сцепления: порошки можно использовать при работе со смазками сцепления на «классических» дистанциях. Особенно успешно они сочетаются с полутвердыми и жидкими смазками. Лыжные мази, прикрытые порошками, не дают подмерзания и придают более высокие скоростные качества. Порошок при этом наносится верхним слоем на растертую смазку сцепления (не наносите толстый слой), разравнивается пальцами, после охлаждения – раскатывается. При использовании комбинации с полутвердыми смазками порошок аккуратно приплавить одной проводкой утюга (пробкой после этого не растирать). VFT-70 (-10 +3 oC, таблетированный) – применяется для влажного снега любой структуры при относительной влажности воздуха 70-90 %. Служит хорошей базой для эмульсий. Серия EVF EVF – 1 (-5 +10 оС) – эмульсионный жидкий ускоритель;
Институт органического синтеза Уральского Отделения Российской Академии Наук |