КОРРОЗИЯ - КОНСТРУКТОРСКИЕ ПОДХОДЫ Даже правильно подобрав материалы, конструкторы могут непреднамеренно осложнить защиту от коррозии, создав условия, благоприятствующие ее наличию. Например, если сточные ямы не содержаться в структуре, которая подвергается воздействию дождя или воды, жидкость может сконденсироваться и ускорить коррозионный процесс в совершенно непредвиденном месте и форме. Другие рассмотрения включают в себя использование материалов, которые не впитывают влагу. Важно не допустить, если это возможно, использование дерева, бумаги, картона, пены с открытыми ячейками и губчатой резины в системах, которые работают в мокрой или влажной средах. Эти материалы имеют предрасположенность к удерживанию воды и, следовательно, ведут себя как резервуары по отношению к соседним материалам, которые могут быть восприимчивы к коррозии. Другой ключевой фактор конструкции, на который необходимо обратить внимание – это соединения между соседними частями. Известные как прилегающие поверхности, эти границы могут испытывать относительное движение между частями, достаточное для износа защитных покрытий поверхности на стыке, подвергая материал подложки воздействию коррозионной среды. Для защиты прилегающих поверхностей должны использоваться правильные уплотняющие материалы (ленты, пленки, герметизирующие составы) и праймеры. Тесный контакт двух соседних материалов может быть причиной для другого коррозионного механизма – гальванической коррозии. Одна из 8 основных форм коррозии, гальваническая коррозия возникает когда два отличных металла находятся в контакте друг с другом и подвержены коррозионным условиям. Один из лучших путей предотвратить дальнейшую коррозию этих материалов – это электрически изолировать их с помощью покрытия на границе между ними. Непроводящее покрытие не позволит электронам передвигаться между двумя материалами, таким образом, остановив процесс окисления. Другой важный аспект конструкции – это доступ для обслуживания. Жизненно необходимо, чтобы количество мест, куда нет доступа, было сведено к минимуму, чтобы обслуживающий персонал мог проверять области коррозии, проводить мероприятия по ее предотвращению и контролю и заменять компоненты если необходимо. Для тех ситуаций, когда невозможно избежать зон с отсутствием доступа, существенно важно, чтобы был проведен надлежащий предварительный анализ, который позволит убедиться, что стойкость к коррозии может быть достаточна для предотвращения непредвиденных и дорогих поломок уже после того, как система будет введена в действие. При анализе необходимых условий доступа для обслуживания конструкторы должны принять во внимание, что потребуются неразрушающие техники оценки для обнаружения скрытой коррозии в некоторой точке во время операционного использования системы. Структура должна быть сконструирована так, чтобы была возможность приспособить необходимый аппарат проведения тестов, для предотвращения скрытой коррозии из-за создания небезопасной или ненадежной системы. КОРРОЗИЯ - КОНСТРУКТОРСКИЕ ЛОВУШКИ К сожалению, конструкторы редко имеют прочную базу в понимании коррозии или ее предотвращении и контроле. Большинство рассматривает коррозию, как единичный процесс и поэтому не подозревают, что высоко скоростные, локализованные механизмы коррозии даже существуют. Ошибкой также является предположение, что два на вид идентичных материала, которые могут иметь одинаковый состав, но были созданы с использованием разных процессов (например, различная температурная обработка), будут иметь одинаковые скорости коррозии. Способность части коррозировать часто сильно зависит от процессов, которые использовались при ее создании. Другой ошибкой является то, что характерные взаимосвязи, использованные для прогноза скоростей коррозии, применяются неуместно. Конструктор, у которого отсутствует необходимое понимание коррозии, может рассматривать все явление коррозии как единичный процесс, и поэтому может быть подвержен ошибочному применению уравнения, разработанного для разных форм коррозии. Например, такой хорошо понятный и предсказуемый процесс, как однородная коррозия, был описан несколькими сложными уравнениями, которые предсказали скорости деградации. Не подозревающие об этом инженеры могли ошибочно использовать эти уравнения для описания высоко ускоренной, локализованной формы коррозии, такой как точечная коррозия или щелевая корррозия, характеризующиеся чрезвычайно высокими скоростями коррозии на очень маленьких или скрытых участках. Скорости коррозии для этих механизмов сильно различаются от случая к случаю, поэтому они совсем не подчиняются методикам прогноза. Инженеры, которые не понимают эти различия, могут и часто ошибочно применяют уравнения, что приводит к усилению вероятности неожиданных аварий. Хотя экспериментальные данные относительно коррозии в изобилии, обычно они находятся в противоречивой форме. Учитывая тот факт, что скорости коррозии сильно зависят от среды использования, состава материала и истории технологического процесса, обычной ошибкой является использование данных неумело или не полностью. Конструктор, прикладывающий усилия в нужном направлении, может с легкостью неправильно применить данные для обоснования конструкторского решения, которое может привести к полностью неправильным заключениям. Другой влияющий фактор – данные о коррозии, особенно относящиеся к естественному старению, разрозненны и проистекают из множества разных источников. Этот тип данных редко принимается во внимание, и поэтому конструкторские решения не полностью извлекают пользу из предыдущих уроков. Чистый результат в обоих случаях это то, что система, структура или компонент будут обладать существенно худшими коррозийными характеристиками и коррозионной стойкостью, чем те, что в них закладывались и ожидались.
|