VII. Барьеры входа на товарный рынок. Качественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются: - наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости; - открытость товарного рынка для межрегиональной и международной торговли. При анализе основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов на рынок по вывозу, переработке и захоронению ТБО служат: - административные ограничения; - экономические и организационные ограничения. Административные ограничения: в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» предъявлены требования к хозяйствующим субъектам по обращению с отходами, а именно требования к обращению с опасными отходами; требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; требования к транспортированию опасных отходов. В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по обращению с опасными отходами. В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» под понятием «обращение с отходами» понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. В зависимости от степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека отходы подразделяются на 5 классов опасности, в соответствии с Критериями, утвержденными приказом Минприроды РФ от 15.06.2001 № 511. ТБО, являющиеся предметом настоящего анализа, относятся к отходам III-IV класса опасности. В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2002 № 340, обращение с ТБО III-IV класса опасности требует получения лицензии. Обязательному лицензированию подлежит деятельность по утилизации, складированию, перемещению, размещению, захоронению, уничтожению промышленных и иных отходов. Примером административных барьеров может также служить процедура получения земельного участка для организации полигона или строительства мусороперерабатывающего завода, поскольку количество таких земельных участков ограничено как в силу ограниченности территорий, а также исходя из требований экологической, санитарной безопасности. Экономическим барьером является значительный размер первоначального капитала для создания предприятия, предоставляющего услуги по вывозу, переработке и захоронению ТБО, большие сроки окупаемости капитальных вложений для покупки специального оборудования, позволяющего осуществлять выгрузку отходов из контейнеров и его транспортировку к местам размещения и утилизации. С учетом требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, осуществляющим услуги по вывозу, переработке и захоронению ТБО, круг участников данного процесса ограничен. Учитывая специфику экономической нецелесообразности транспортировки ТБО для захоронения или переработки на дальние расстояния, рынок услуг по вывозу, переработке и захоронению ТБО является закрытым для международной и межрегиональной торговли. Экспорт-импорт услуг по вывозу, переработке и захоронению отсутствует. VIII. Итоговая оценка состояния конкурентной среды. Рынок услуг по сбору, вывозу и уничтожению ТБО в большинстве исследуемых городов относится к рынку с неразвитой конкуренцией. Большинство предприятий осуществляющих деятельность на данном рынке в своих географических границах рынка, занимают доминирующее положение и обладают рыночным потенциалом. Барьеры вхождения на рынок новых хозяйствующих субъектов связаны в основном с капитальными вложениями в строительство новых предприятий по переработке и захоронению, а также административными и экологическими ограничениями. IX. Вывод. Анализ рынка услуг по вывозу (транспортировке), переработке и захоронению ТБО, проведенный по городам с населением более 100 тысяч жителей показал, что в 45% городов от общего количества анализируемых городов с населением более 100 тыс. жителей на рынке существует один хозяйствующий субъект, являющийся, как правило, муниципальным предприятием, оказывающий услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО (Белгород, Брянск, Иваново, Липецк, Смоленск, Тверь, Владимир, Петрозаводск, и др.). Существуют также города с населением более 100 тыс. жителей, где на рынке действует только один частный оператор (Якутск, Ухта, Волгоград, Уфа, Орск, Салехард, Южно-Сахалинск). На основании этого можно сделать вывод, что конкуренция между хозяйствующими субъектами – участниками рынка не развита. В 56% городов от общего количества анализируемых городов с населением более 100 тыс. жителей преобладает доля хозяйствующих субъектов-участников рынка, находящихся в ведении муниципальных образований. Основной причиной отсутствия конкуренции является порядок определения исполнителя услуг для жилищно-коммунальной сферы, доля которой составляет в общем объеме ТБО, подлежащем вывозу, 60%. В связи с тем, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» органы местного самоуправления будут осуществлять отбор управляющих компаний для управления многоквартирными жилыми домами на конкурсной основе, это будет способствовать привлечению на рынок услуг по управлению многоквартирными домами новых операторов, что сформирует спрос, в том числе на услуги по вывозу (транспортировке), переработке и захоронению ТБО и положительно повлияет на развитие конкуренции на данном рынке. www.newchemistry.ru |