РЫНОК УСЛУГ ПО ВЫВОЗУ, ПЕРЕРАБОТКЕ И ЗАХОРОНЕНИЮ ТБО | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФАС России была проанализировала состояние конкурентной среды на рынке услуг по вывозу (транспортировке), переработке и захоронению твердых бытовых отходов. Анализ указанного рынка проводился по городам с населением более 100 тыс. жителей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Продуктовые границы товарного рынка. В «Правилах предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.10.1997 № 1303, от 15.09.2000 № 694, от 01.02.2005 № 49) под термином «твердые бытовые отходы» (далее – ТБО) понимают отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товара, уборка и текущий ремонт жилых помещений и др.). Деятельность по удалению и обработке твердых отходов в действующем Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОК 029-2001) (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст) находится в разделе О «Предоставление прочих бытовых, социальных и персональных услуг», имеет код 90.00.2. В эту группировку включены следующие виды деятельности: 1. сбор мусора, хлама, отбросов и отходов; Анализ проводился в отношении 1 и 3 видов экономической деятельности вышеуказанной группировки. Эти виды деятельности являются общими, а остальные – специальными. В различных актах и классификаторах применяются разные понятия, определяющие одни и те же виды работ (услуг), связанные с санитарной очисткой городов, которые можно обобщить следующим образом и которые формируют самостоятельные рынки: услуги по переработке и захоронению ТБО (что включает также использование, обезвреживание, размещение, хранение, уничтожение, измельчение, свалку, утилизацию и др.). Вывоз отходов осуществляется автотранспортными предприятиями, имеющими соответствующий специализированный подвижной состав, дальнейшая переработка и захоронение отходов производится в местах размещения отходов, в том числе на мусороперерабатывающих заводах. При этом данные работы находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и представляют собой неразрывную технологическую цепочку – форма контейнеров и площадок для сбора отходов зависит от конструкции машин для их транспортировки, технология сбора (смешанный, раздельный и т.п.) и транспортировки определяются технологией переработки. Поскольку на территории Российской Федерации практически не применяется система раздельного сбора мусора, а также в связи с ограниченностью производственных мощностей существующих мусороперерабатывающих заводов, услуги по переработке и захоронению отходов можно рассматривать как товары-заменители. Большинство хозяйствующих субъектов захоронение ТБО осуществляют методом свалки на земле. Однако на территории Российской Федерации существуют территории, которые в соответствии с действующим законодательством являются особо охраняемыми эколого-курортными регионами Российской Федерации. В таких регионах запрещается устройство свалок, а также полигонов для захоронения различных токсичных веществ. В связи с этим, на территории таких регионов построены предприятия, которые осуществляют термическое обезвреживание твердых отходов (сжигание). Таким образом, в настоящее время можно выделить два метода уничтожения ТБО: методом сжигания и методом свалки на земле на полигоне. IV. Географические границы товарного рынка. Открытый характер рынка позволяет автопредприятиям предлагать свои услуги, а покупатели, в свою очередь, вправе заключать договоры на вывоз ТБО с любым автопредприятием, имеющим соответствующую лицензию. При определении географических границ рынка с точки зрения экономической возможности покупателя следует учитывать дальность нахождения места переработки и захоронения ТБО, что влияет на стоимость услуги. Также следует учесть, что крупным заказчиком является городское жилищно-коммунальное хозяйство, доля ТБО которого составляет более 60% в общем объеме ТБО, подлежащему вывозу. Учитывая указанную специфику, географические границы рынка услуг по вывозу, переработке и захоронению ТБО следует считать местными (локальными). В целях проведения данного анализа географическими границами рынка услуг по вывозу, переработке и захоронению ТБО приняты административные границы городов с населением более 100 тыс. жителей. V. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке. ТБО являются отходами сферы потребления, образующимися в основном в результате жизнедеятельности населения. Они состоят из материалов, не пригодных для дальнейшего использования в быту. Эти отходы образуются и накапливаются в жилых домах, учреждениях, предприятиях общественного назначения. Продавцами на данных рынках являются хозяйствующие субъекты любой организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность по вывозу (транспортировке), переработке и захоронению ТБО. Из всего вышеперечисленного следует, что субъектами исследуемого товарного рынка являются: - население, промышленные предприятия, организации и т.п., в процессе жизнедеятельности которых образуются различные ТБО; VI. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке. Количественной характеристикой объема товарного рынка является общий объем реализации услуг в установленных географических границах выделенной группе покупателей. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВЫВЕЗЕНО ТБО С ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ, тыс. м. куб.
ВЫВЕЗЕНО ТБО С ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Из всего количества образовавшихся в Российской Федерации ТБО вывезено на мусороперерабатывающие заводы менее 9%. Больше всего ТБО (37%) образовалось в Московской области при крайне низкой степени переработки этих отходов (0,4%). На мусороперерабатывающих и мусоросжигательных предприятиях в 2005 г. было переработано 23 712,8 тыс. м. куб. твердых бытовых отходов. В 45% городов от общего количества анализируемых городов с населением более 100 тыс. жителей на товарном рынке действуют единственные предприятия, предоставляющие одновременно услуги по сбору, вывозу и уничтожению ТБО. Они занимают доминирующее положение на товарных рынках в географических границах своего города, населенного пункта или района (Белгород, Брянск, Владимир, Иваново, Липецк, Смоленск, Петрозаводск и др.). В 39% городов от общего количества анализируемых городов с населением более 100 тыс. жителей услуги по сбору и вывозу ТБО предоставляют одновременно два-три предприятия. Однако достаточно часто рынок разделен между ними по территориальному принципу, кругу потребителей и т.д. Например, некоторые предприятия предоставляют услуги по вывозу ТБО только организациям и только в определенных местах с контейнерами, приспособленными под уборку специализированными автомобилями. Рынок разделен по специфике автотранспорта, и, следовательно, по кругу потребителей (Тамбов, Калуга, Курск, Рязань, Великий Новгород, Майкоп, Астрахань, Киров и др.). В остальных городах с населением более 100 тыс. жителей (16%) на рынке действуют более трех хозяйствующих субъектов (Воронеж, Орел, Тула, Москва, Санкт-Петербург, Воркута, Калининград и др.), которые конкурируют между собой. Исходя из этого, анализируемый товарный рынок нельзя считать конкурентным. Предприятия, действующие на нем в большинстве городов, между собой не конкурируют и занимают доминирующее положение в географических границах своих локальных рынков. Количество хозяйствующих субъектов–участников рынка, оказывающих услуги по вывозу, переработке и захоронению ТБО
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Барьеры входа на товарный рынок. Качественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются: - наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости; При анализе основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов на рынок по вывозу, переработке и захоронению ТБО служат: - административные ограничения; Административные ограничения: в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» предъявлены требования к хозяйствующим субъектам по обращению с отходами, а именно требования к обращению с опасными отходами; требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; требования к транспортированию опасных отходов. В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по обращению с опасными отходами. В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» под понятием «обращение с отходами» понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. В зависимости от степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека отходы подразделяются на 5 классов опасности, в соответствии с Критериями, утвержденными приказом Минприроды РФ от 15.06.2001 № 511. ТБО, являющиеся предметом настоящего анализа, относятся к отходам III-IV класса опасности. В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2002 № 340, обращение с ТБО III-IV класса опасности требует получения лицензии. Обязательному лицензированию подлежит деятельность по утилизации, складированию, перемещению, размещению, захоронению, уничтожению промышленных и иных отходов. Примером административных барьеров может также служить процедура получения земельного участка для организации полигона или строительства мусороперерабатывающего завода, поскольку количество таких земельных участков ограничено как в силу ограниченности территорий, а также исходя из требований экологической, санитарной безопасности. Экономическим барьером является значительный размер первоначального капитала для создания предприятия, предоставляющего услуги по вывозу, переработке и захоронению ТБО, большие сроки окупаемости капитальных вложений для покупки специального оборудования, позволяющего осуществлять выгрузку отходов из контейнеров и его транспортировку к местам размещения и утилизации. С учетом требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, осуществляющим услуги по вывозу, переработке и захоронению ТБО, круг участников данного процесса ограничен. Учитывая специфику экономической нецелесообразности транспортировки ТБО для захоронения или переработки на дальние расстояния, рынок услуг по вывозу, переработке и захоронению ТБО является закрытым для международной и межрегиональной торговли. Экспорт-импорт услуг по вывозу, переработке и захоронению отсутствует. VIII. Итоговая оценка состояния конкурентной среды. Рынок услуг по сбору, вывозу и уничтожению ТБО в большинстве исследуемых городов относится к рынку с неразвитой конкуренцией. Большинство предприятий осуществляющих деятельность на данном рынке в своих географических границах рынка, занимают доминирующее положение и обладают рыночным потенциалом. Барьеры вхождения на рынок новых хозяйствующих субъектов связаны в основном с капитальными вложениями в строительство новых предприятий по переработке и захоронению, а также административными и экологическими ограничениями. IX. Вывод. Анализ рынка услуг по вывозу (транспортировке), переработке и захоронению ТБО, проведенный по городам с населением более 100 тысяч жителей показал, что в 45% городов от общего количества анализируемых городов с населением более 100 тыс. жителей на рынке существует один хозяйствующий субъект, являющийся, как правило, муниципальным предприятием, оказывающий услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО (Белгород, Брянск, Иваново, Липецк, Смоленск, Тверь, Владимир, Петрозаводск, и др.). Существуют также города с населением более 100 тыс. жителей, где на рынке действует только один частный оператор (Якутск, Ухта, Волгоград, Уфа, Орск, Салехард, Южно-Сахалинск). На основании этого можно сделать вывод, что конкуренция между хозяйствующими субъектами – участниками рынка не развита. В 56% городов от общего количества анализируемых городов с населением более 100 тыс. жителей преобладает доля хозяйствующих субъектов-участников рынка, находящихся в ведении муниципальных образований. Основной причиной отсутствия конкуренции является порядок определения исполнителя услуг для жилищно-коммунальной сферы, доля которой составляет в общем объеме ТБО, подлежащем вывозу, 60%. В связи с тем, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» органы местного самоуправления будут осуществлять отбор управляющих компаний для управления многоквартирными жилыми домами на конкурсной основе, это будет способствовать привлечению на рынок услуг по управлению многоквартирными домами новых операторов, что сформирует спрос, в том числе на услуги по вывозу (транспортировке), переработке и захоронению ТБО и положительно повлияет на развитие конкуренции на данном рынке. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||