Во времена СССР, когда мегапроекты по добыче нефти пытались реализовать любой ценой, шлам не подвергали переработке и закапывали в землю. Сколько шлама было закопано на территории Югры нефтяниками – неизвестно. Статистику загрязнения природы отходами нефтяного производства раньше не вели, в погоне за высокими показателями добычи. Сейчас, когда к нефтяным компания стали предъявляться повышенные требования к ведению бизнеса, все старые «огрехи» заставляют нефтяников активнее внедрять природоохранные технологии. Примерную ситуацию в отрасли обрисовал вице-президент ТНК-ВР и депутат думы Югры Олег Нам. «На момент основания в 2003 году TНK-BP унаследовала более 5000 га загрязненных земель, 875 буровых шламовых амбаров и около 500 тыс. тонн нефтешламов. На тот момент 80–90% накопленного объема загрязнений приходилось на Самотлорское месторождение. Это более 4.000 га загрязненных земель и 668 буровых шламовых амбаров. В 2004 году компания ТНК-ВР приняла обязательство в течение следующих 5 лет восстановить более 80% от общего объема загрязненных земель. Динамика расходования средств позволяет нам говорить, что к 2011 году мы сможем полностью ликвидировать на Самотлоре исторически накопленное загрязнение. Под эту программу для проведения рекультивационных мероприятий компанией создан специальный резерв в размере примерно 5,5 млрд. рублей», – рассказал он. Специалисты утверждают, что примерно такая же ситуация сложилась на всех 278 месторождениях Югры, а не только на Самотлоре. За десятилетия интенсивной разработки месторождений в округе сформировались сотни шламовых амбаров, отходы в которых до сих не обезврежены. Экологи утверждают: территория Севера – очень хрупкая экологическая система. Ее защита – новое требование государства. Именно поэтому недропользователи стали задумываться об экологически безопасных методах хозяйствования. Отсюда спрос на новые технологии переработки отходов. В мировой практике применяют три основных метода обезвреживания бурового шлама: капсулирование, закачка в пласты и термическая переработка. Закачка в пласты опасных отходов законодательно в РФ запрещена. Капсулирование (нейтрализация отходов в цементных капсулах) высокотехнологично и российских условиях, особенно с учетом сибирского климата специалистами признается практически неосуществимой задачей. Термическая же обработка буровых шламов до сих пор была дорогостоящей процедурой, так как в России не выпускалось нужное оборудование, а импортное не было рассчитано на Западно-Сибирские шламы. Разработанное оборудование лишено этих недостатков, сертифицировано и готово к работе. Специалисты подчеркивают: появившаяся в Югре технология способна удовлетворить не только потребности нефтяников, но и стать основой для реализации властями Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов, а также правительством Тюменской области стратегических планов строительства и обновления сети автодорог. Уже сейчас прогнозируется стабильный спрос дорожно-строительных предприятий региона на завозимый из других областей на дальнее расстояние щебеночно-шлаковый материал, который может заменить дешевый местный материал – шлак, полученный в результате обжига бурового шлама. Только в Югре объем средств, направленный правительством автономного округа в 2007 году на финансирование дорожной отрасли в рамках реализации целевой программы автономного округа «Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2006–2010 годы», составил 19,5 млрд. рублей. Примерно такие же суммы будут освоены в Югре и в этом году. По мнению специалистов, применение в дорожном строительстве переработанного шлама позволит властям не только сэкономить бюджетные деньги, но и решить проблему нехватки местных строительных материалов. www.uralpolit.ru
|