ПЕРЕРАБОТКА ШЛАМОВ: иностранцы забирают технологии


 В Югре прекратило деятельность ЗАО «Росэкопромпереработка», – пожалуй, самое скандальное предприятие, работавшее с нефтяниками и занимавшееся утилизацией экологически небезопасных буровых шламов. Иностранный партнер Росэкопромпереработки, владеющий всеми правами на уникальные технологии переработки отходов бурения, отказал этому предприятию в сотрудничестве.


 Югорский партнер потерял высокодоходный бизнес


 

Дело скандальной компании «Росэкопромпереработка» (до 2008 года она называлась «Росэкопром»), тянется с 2004 года. Именно тогда Росэкопром выиграл у нефтяников тендеры на утилизацию опаснейших отходов бурения – бурового шлама. Однако, едва начав свою деятельность, общество попало в фокус внимания правоохранительных органов. Компания построила завод по производству кирпича из шлама в зоне Оби, в непосредственной близости от крупнейшего Приобского месторождения нефти, принадлежащего главной «дочке» Роснефти – Юганскнефтегазу. Однако, по информации УВД Югры, фактически компания просто складировала шлам в водоохранной зоне.

То же самое касается и деятельности в районе реки Вах, которая является источником питьевой воды для Нижневартовска. При этом компания регулярно пыталась оспорить результаты проверок в судебном порядке и регулярно судебные инстанции подтверждали правильность выводов надзорных органов. Так, в августе 2006 года суд отказал ЗАО «Росэкопром» в признании недействительным акта проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 15 июня 2006 года Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре. В ходе той проверки было установлено, что компания не имела заключения государственной экологической экспертизы по проекту объекта по переработке шлама, его эксплуатация велась с нарушениями правил охраны окружающей среды. Опасные отходы складируются в водоохранной зоне реки федерального значения Вах в непосредственной близости от городского водозабора Нижневартовска, и при этом мониторинг поверхностных и грунтовых вод не проводится.

Во времена СССР шлам закапывали в землю. Сегодня приходиться расплачиваться


Проверка выявила в общей сложности нарушения десяти статей федеральных законов. Кроме того, судебные органы подтверждали и правильность выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. В середине 2007 года Нижневартовский районный суд признал скандальную компанию виновной в размещении бурового и нефтяного шлама в водоохраной зоне реки Вах и на Нижневартовском полигоне ТБО Мыхпайского лицензионного участка в Нижневартовском районе. Позже суд остановил деятельность компании.

Источник в Holden Corporation, пожелавший остаться неизвестным, признался, что все эти факты не были известны владельцам уникальной природоохранной технологии, неосмотрительно переданной Росэкопромпереработке. По его мнению, это и стало главной ошибкой иностранцев. «В 2007 году технологию переработки буровых шламов передали первым попавшимся партнерам. К несчастью для нас, этим партнером стало скандально известное предприятие «Росэкопромпереработка», – отмечает он. И добавляет, что Росэкопромпереработка, используя монопольное положение на рынке, не придавала значения качеству внедрения технологии и самого процесса переработки и постоянно конфликтовала с нефтяными компаниями и природоохранными органами. Поэтому собственником технологии было принято решение заниматься внедрением технологии самостоятельно через собственного оператора – ООО «ЭкоТехнологии», – который будет передавать на коммерческих началах, т.е. по договору, технологию и оборудование для переработки отходов предприятиям и организациям, имеющим опыт работы в этой области, специалистов, автотранспорт и обладающим соответствующей лицензией. Данная схема работы должна исключить монополизацию рынка, недобросовестную конкуренцию и повысить качество предоставляемых услуг.

Генеральный директор ООО «ЭкоТехнологии» – нового партнера Holden Corporation – Владимир Корец отметил, что у его предприятия есть все разрешительные документы на переработку буровых шламов. Но руководство решило заниматься не этим высокодоходным бизнесом, а сдавать в аренду оборудование для переработки шламов. «Рынок только текущего бурения Югры ориентировочно составляет 3 млн. кубометров бурового шлама в год. Столько же в ЯНАО. Одно предприятие просто не в силах работать с такими огромными объёмами. Между тем, нефтяные компании уже сейчас вынуждены все активнее и активнее утилизировать вредные для природы отходы. Таковы тенденции. Государство настаивает, чтобы нефтедобыча в России велась с соблюдением природоохранных норм и без последствий для экологии. В этих условиях впервые за двадцать с лишним лет выгодным бизнесом становится продажа высоких технологий», – отмечает Корец.

Оборудование, о котором говорит Владимир Корец, похоже, действительно может помочь возместить ущерб, который был причинен природе недобросовестными предприятиями Западной Сибири. В Центре лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу (ЦЛАТИ) подтвердили, что новая технология переработки шламов, которой владеют новые партнеры иностранной компании, сертифицирована и на данный момент является лучшей из существующих технологий. Подтверждают это и в Ростехнадзоре. «Сам по себе буровой шлам – это высокотоксичный продукт третьего-четвертого класса опасности, и появляется он в ходе бурения скважин, – пояснил заместитель по экологическому надзору управления Ростехнадзора по ХМАО-Югра Вячеслав Кузьминов. – Именно из-за этого продукта у нефтяников вот уже несколько лет происходят серьезные разногласия с законом из-за нарушения правил охраны окружающей природной среды при переработке и размещении бурового шлама в ХМАО. Буровой шлам – субстанция повышенной токсичности, на ее счет существует определенный свод правил, предписывающий осуществлять хранение массы в особых условиях и направлять на переработку. Новая технология переработки буровых и нефтяных шламов, позволяет не только повысить экологическую безопасность территорий, но и использовать полученный продукт с пользой. Переработанные шламы можно использовать в строительной промышленности для изготовления, например, шлакоблоков, бордюрного камня, тротуарной плитки или для отсыпки новых автодорог, ремонта существующих трасс. Но еще раз подчеркну, что в исходном, непереработанном состоянии этот отход чрезвычайно опасен для здоровья человека и окружающей среды», – комментирует ситуацию чиновник федеральной контролирующей службы.

Как удалось выяснить, новое оборудование – важное звено в системе природоохранных технологий, внедряемых в последнее время на нефтяных месторождениях Западной Сибири. Сушильно-обжиговый агрегат, весом более 40 тонн, способен ежегодно перерабатывать более 200 тысяч тонн токсичного шлама в полезную продукцию. Сам процесс обжига бурового шлама происходит в специально изготовленных для этих целей барабанах, которые работают на газе или на жидком топливе, при температуре до 1.700 градусов по Цельсию. При такой температуре практически все вредные вещества, содержащиеся в шламах, уничтожаются за счет температуры нагрева. За кажущейся простотой – сложные инженерные решения. Ведь шлам – это липкая, пастообразная и чрезвычайно химически опасная агрессивная субстанция. Именно эти качества шлама делали его переработку сложным, дорогостоящим и зачастую экономически невыгодным для нефтяников процессом.

Построенный и испытанный в Югре агрегат пока существует в одном экземпляре и работает на специальном полигоне в нескольких десятках километров от Нижневартовска. Однако есть все шансы, что новое оборудование будет растиражировано и начнет работать по всему Ханты-Мансийскому автономному округу, а также на месторождениях Тюменской области и Ямало-Ненецкого АО.

Во времена СССР, когда мегапроекты по добыче нефти пытались реализовать любой ценой, шлам не подвергали переработке и закапывали в землю. Сколько шлама было закопано на территории Югры нефтяниками – неизвестно. Статистику загрязнения природы отходами нефтяного производства раньше не вели, в погоне за высокими показателями добычи. Сейчас, когда к нефтяным компания стали предъявляться повышенные требования к ведению бизнеса, все старые «огрехи» заставляют нефтяников активнее внедрять природоохранные технологии. Примерную ситуацию в отрасли обрисовал вице-президент ТНК-ВР и депутат думы Югры Олег Нам. «На момент основания в 2003 году TНK-BP унаследовала более 5000 га загрязненных земель, 875 буровых шламовых амбаров и около 500 тыс. тонн нефтешламов. На тот момент 80–90% накопленного объема загрязнений приходилось на Самотлорское месторождение. Это более 4.000 га загрязненных земель и 668 буровых шламовых амбаров. В 2004 году компания ТНК-ВР приняла обязательство в течение следующих 5 лет восстановить более 80% от общего объема загрязненных земель. Динамика расходования средств позволяет нам говорить, что к 2011 году мы сможем полностью ликвидировать на Самотлоре исторически накопленное загрязнение. Под эту программу для проведения рекультивационных мероприятий компанией создан специальный резерв в размере примерно 5,5 млрд. рублей», – рассказал он.

Специалисты утверждают, что примерно такая же ситуация сложилась на всех 278 месторождениях Югры, а не только на Самотлоре. За десятилетия интенсивной разработки месторождений в округе сформировались сотни шламовых амбаров, отходы в которых до сих не обезврежены. Экологи утверждают: территория Севера – очень хрупкая экологическая система. Ее защита – новое требование государства. Именно поэтому недропользователи стали задумываться об экологически безопасных методах хозяйствования. Отсюда спрос на новые технологии переработки отходов.

В мировой практике применяют три основных метода обезвреживания бурового шлама: капсулирование, закачка в пласты и термическая переработка. Закачка в пласты опасных отходов законодательно в РФ запрещена. Капсулирование (нейтрализация отходов в цементных капсулах) высокотехнологично и российских условиях, особенно с учетом сибирского климата специалистами признается практически неосуществимой задачей. Термическая же обработка буровых шламов до сих пор была дорогостоящей процедурой, так как в России не выпускалось нужное оборудование, а импортное не было рассчитано на Западно-Сибирские шламы. Разработанное оборудование лишено этих недостатков, сертифицировано и готово к работе.

Специалисты подчеркивают: появившаяся в Югре технология способна удовлетворить не только потребности нефтяников, но и стать основой для реализации властями Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов, а также правительством Тюменской области стратегических планов строительства и обновления сети автодорог. Уже сейчас прогнозируется стабильный спрос дорожно-строительных предприятий региона на завозимый из других областей на дальнее расстояние щебеночно-шлаковый материал, который может заменить дешевый местный материал – шлак, полученный в результате обжига бурового шлама. Только в Югре объем средств, направленный правительством автономного округа в 2007 году на финансирование дорожной отрасли в рамках реализации целевой программы автономного округа «Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2006–2010 годы», составил 19,5 млрд. рублей. Примерно такие же суммы будут освоены в Югре и в этом году. По мнению специалистов, применение в дорожном строительстве переработанного шлама позволит властям не только сэкономить бюджетные деньги, но и решить проблему нехватки местных строительных материалов.


www.uralpolit.ru