- Полпред президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Николай Винниченко в конце августа 2012 года на заседании коллегии своего аппарата дал указания по развитию проекта «Белкомур»: Комплексная программа промышленного и инфраструктурного развития регионов-участников проекта Республики Коми, Пермского края, Архангельской области должна быть актуализирована в сентябре. На какой стадии сейчас находится проект? - Сейчас анализируются все расчеты, проводится целостная оценка основных параметров проекта, все, что касается актуализации грузовой базы, определения резервов пропускных способностей, установления единого тарифа на осуществление грузоперевозок, определения источников финансирования и финансово-экономических показателей по проведению проекта в жизнь. Актуализировать данные необходимо в связи с тем, что расчеты, которые делались при подаче заявки в инвестиционный фонд Российской Федерации, были основаны на реалиях 2008 – 2009 годов. - В июле рассматривался вопрос официального подключения к реализации проекта «Белкомур» ОАО «РЖД», в частности, вовлечения существующих железнодорожных участков в будущую трассу. По какой схеме планируется реализовывать сотрудничество участников проекта? - В рамках проекта заключено соглашение о сотрудничестве, которое подписано президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным и первыми лицами субъектов: Главой Пермского края, Республики Коми и Архангельской области. Аналогичное соглашение ранее было подписано вице-президентом Российских железных дорог Борисом Лапидусом и заместителями глав регионов-участников проекта.По соглашению РЖД проводит мероприятия по модернизации существующих участков железной дороги к началу эксплуатации новых в рамках реализации проекта. В настоящий момент все договоренности в рамках подписанных соглашений остаются в силе. - Также обсуждался вопрос возможного включения Кировской области в состав будущей магистрали. Какова позиция ОАО «Межрегиональная компания «Белкомур» по этому вопросу? - Должен сказать, что вмомент совместного обсуждения этого вопроса, коллегиально было принято, что грузовая база северных районов Кировской области может быть актуальна для новой железнодорожной магистрали. Однако, это касается исключительно реализации второго этапа проекта северного участка железной дороги ст.Карпогоры – ст.Вендинга с выходом на Архангельский порт, так как южный участок с Кировской областью не пересекается. - Расскажите о проектах частного бизнеса, которые планируется реализовать в Пермском крае в рамках Комплексной программы промышленного и инфраструктурного развития «Белкомур». - Состав участников, представляющих частный бизнес, существенно не изменился. Насколько мне известно, дополнительных соглашений достигнуто не было, однако в зоне тяготения магистрали находится ряд компаний, роль которых нельзя не учитывать. Это предприятия на севере края, а также предприятия - грузоотправители в направлении северо-западных портов. На первом этапе они не были учтены в расчетах грузовой базы. Отмечу, что в рамках недавнего визита губернатора Пермского края Виктора Басаргина на север края была обозначена проблема по обеспечению транспортной доступности. Есть понимание, что без строительства магистрали в сторону города Сыктывкара и Северной железной дороги обеспечить 100% транспортную доступность и вывоз продукции предприятий, которые там дислоцируются, не удастся. Поэтому сейчас актуализируются старые планы и отслеживаются потенциально новые грузоотправители, которые, безусловно, будут и соответствующим образом поменяют экономику процесса, окупаемость проекта. - Первоначальный план реализации проекта предусматривал ввод магистрали к 2030 году. Какие сроки начала строительства и ввода в эксплуатацию предполагаются сейчас? - Вся наша работа была нацелена на ускорение сроков. Бизнес, который участвует в проектах, и, от которого сегодня зависит увеличение грузовой базы, свои инвестпланы и обязательства выполняет. Соблюдение сроков имело целью синхронизировать работу по строительству железнодорожной магистрали и поэтапному пуску в эксплуатацию калийных комбинатов. На сегодняшний день графики бизнес структур опережают графики проекта «Белкомур». Однако замечу, что с точки зрения программного документа, рассчитанного до 2030-го года это не критично. Подробнее о сроках представители всех трех регионов-участников проекта – Республики Коми, Пермского края и Архангельской области будут говорить 27 сентября в Петербурге в рамках конференции «Траснпортно-транзитный потенциал» Проекта «Санкт-Петербург – морская столица России». - Говоря омероприятии «Транспортно-транзитный потенциал», по итогам конференции 2011 года Минтрансу РФ и МИД РФ было рекомендовано инициировать включение программы «Белкомур» в качестве приоритетной в рамках Партнерства «Северного измерения» по транспорту и логистике (Россия, ЕС, Норвегия, Исландия). Каких конкретных результатов можно добиться при условии реализации этой инициативы? -Сейчас, с учетом вступления России в ВТО, думаю, что со странами Партнерства «Северного измерения», которые существовали как страны-партнеры ЕС, во взаимоотношениях произойдет перезагрузка и эти контакты будут налажены, только уже в качестве партнеров во Всемирной торговой организации (ВТО). - Юрий Аркадьевич, помимо работы по проекту «Белкомур», какие транспортные проекты края Вы назвали бы приоритетными? Как развивается в крае авиация, водный транспорт? - На территории Пермского края и конечно, города Перми самый крупный инвестиционный проект – это строительство нового аэропорта. Второй крупный проект - новый железнодорожный вокзал. Что касается водного транспорта, можно сказать, что заметно улучшившаяся межсезонная транспортная, прежде всего, автомобильная, доступность наших населенных пунктов привела к тому, что водный транспорт стал неконкурентоспособным. Пассажиропоток существенно не изменился, рентабельность перевозки автобусным или автомобильным транспортом, конечно, иная чем у водного транспорта. Количество пассажиров на водном транспорте значительно сократилась. Что касается межрегиональной авиации, то в этой сфере практически каждую неделю принимаются более-менее конкретные решения в части конструктивных шагов. Я думаю, что основные операторы – это компании, которые специализируются на межрегиональных перевозках. Вижу наше конкурентное преимущество в том, что практически все российские компании-перевозчики представлены в пермском аэропорту «Большое Савино». Поэтому, если будут субсидии на межрегиональные рейсы, то они, безусловно, станут участниками новых авиационных маршрутов. - Вы говорили о необходимости создания в Пермском крае масштабного логистического центра. Обрела ли эта идея конкретные очертания? - По итогам рабочего совещания с Заместителем Министра транспорта РФ Виктором Олерским был дан ряд поручений, в рамках которых проведена существенная работа. В настоящий момент существуют первичные расчеты по проекту транспортно-логистического центра в Перми, а также предварительные места его дислокации. Сейчас речь идет о правобережной части Перми, и проект проходит стадию согласования. Драйвером проекта является созданная компания «Логипорт». С анализом поставок базовых экспортных продуктов – минеральных удобрений и нефтепродуктов, - Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Анализ транспортной инфраструктуры для поставок нефтепродуктов и минеральных удобрений». http://er.ru |