О том, как «Белкомур» вписывается в общую стратегию развития нашей республики и страны в целом, рассказал «Комиинформу» министр развития промышленности, транспорта и связи Коми Антон Фридман. - Проект дороги «Белое море-Коми-Урал» обсуждается не один десяток лет. Проект строительства такого пути пытались реализовать еще в 30-х годах прошлого века, но не удалось. В 90-х идея выхода к Архангельску из Перми (после уточнения - из Соликамска) по железной дороге была признана логичной и соответствующей развитию экономики страны. На какой стадии находится проект сегодня, и когда начнется само строительство? - Действительно, у проекта большая история. Непосредственно к строительству магистрали приступали в разное время: сначала после Великой Отечественной войны, когда были созданы существующие тупиковые участки, а потом уже в новейшей истории: в середине 90-х регионы пытались самостоятельно построить дорогу, связав недостроенные участки новым строительством. Однако самостоятельно осилить такую дорогу регионам оказалось не по средствам. Принципиально важно понимать, что такие масштабные проекты невозможно реализовать без поддержки государства. Поэтому руководство республики и компании «Белкомур» добивалось, чтобы этот проект был поддержан средствами Инвестиционного фонда РФ в рамках Межрегиональной программы развития на условиях софинансирования с частными инвесторами. Это уже иная концепция, которая потребовала изменить существовавший подход - к подбору инвесторов, формированию инвестиционной базы, этапам строительства и их финансированию. В 2007 году были разработаны концепция проекта, инвестиционное и технико-экономическое обоснования, а сам проект был утвержден Экспертным советом Министерства транспорта РФ. В 2009 г. Инвестиционная комиссия при Инвестфонде РФ одобрила этот проект как имеющий общегосударственное значение и рекомендовала его к рассмотрению Правительственной комиссией. В настоящее время в связи с оптимизаций бюджетных расходов Инвестиционного фонда РФ, участники проекта выбрали самую удобную для его реализации модель – концессионное соглашение с привлечением частных инвестиций на принципах государственно-частного партнерства. Т.е. государство, оставаясь собственником новой дороги, отдает ее инвестору, чтобы он за свои деньги ее построил и потом на некоторое время стал ее владельцем, чтобы возместить инвестиционные затраты. Эта форма наиболее эффективно сочетает интересы государства и инвестора, учитывая их риски. Государство остается главным инвестором, но не единственным. Мы рассчитываем на привлечение крупного частного капитала и ориентируемся на банки развития. Сейчас готовится соглашение с одним из самых крупных в России Внешэкономбанком, который является государственной корпорацией. По сути, он станет гарантом для частного капитала с целью уменьшения их рисков. Что же касается непосредственно строительства, то мы надеемся, что оно начнется не позднее 2013 года. - Какие преимущества «Белкомур» имеет перед существующей транспортной сетью? - Существующая железнодорожная сеть республики уже не может отвечать современным требованиям развития районов, на территории которых находятся основные запасы природных ресурсов. Железнодорожная магистраль «Белкомур» станет ключевым звеном развития всего транспортного комплекса региона. Общая протяженность трассы 1155 км, в том числе 715 км - новое строительство. Добавлю: «Белкомур» сегодня является главным инфраструктурным проектом Комплексной программы промышленного и инфраструктурного развития Республики Коми, Архангельской области и Пермского края, который направлен, в первую очередь, на создание условий для социально-экономического развития целого ряда регионов Северо-Запада и Урала. Более того, "Белкомур" имеет не только межрегиональный статус, но и российский, а также международный. К началу 90-х гг. стало понятно, что Россия, потерявшая порты на Балтийском и Черном морях, нуждается в новых транспортных магистралях. «Белкомур», по сути, становится необходимым звеном большого транспортного пути из Азии в Европу – Транссиба, соединяющем бурно развивающиеся рынки Китая и других стран с Европейскими портами и выходом к американскому континенту, а также частью транснациональной магистрали «Баренц-Линк» - железнодорожного пути из Норвегии в Индию. - А какую выгоду могут получить города и районы республики от строительства и ввода в строй новой магистрали? - «Белкомур» рассматривается нами не только как инфраструктурный проект, но и как основа для развития регионального производства, оживления экономики на муниципальном уровне. Железнодорожная магистраль будет проходить по пяти муниципалитетам – это Сыктывкар, Удорский, Усть-Вымский, Сыктывдинский и Корткеросский районы. |