СРОКИ "БЕЛКОМУРА" |
Железнодорожную магистраль «Белкомур» (Белое море-Коми-Урал) называют одним из главных коммуникационных проектов ХХI века. Она напрямую соединит Соликамск, Гайны, Сыктывкар с портами Архангельска и Мурманска, даст мощнейший импульс для развития регионов, оказавшихся сегодня в логистическом тупике. |
О том, как «Белкомур» вписывается в общую стратегию развития нашей республики и страны в целом, рассказал «Комиинформу» министр развития промышленности, транспорта и связи Коми Антон Фридман. - Проект дороги «Белое море-Коми-Урал» обсуждается не один десяток лет. Проект строительства такого пути пытались реализовать еще в 30-х годах прошлого века, но не удалось. В 90-х идея выхода к Архангельску из Перми (после уточнения - из Соликамска) по железной дороге была признана логичной и соответствующей развитию экономики страны. На какой стадии находится проект сегодня, и когда начнется само строительство? - Действительно, у проекта большая история. Непосредственно к строительству магистрали приступали в разное время: сначала после Великой Отечественной войны, когда были созданы существующие тупиковые участки, а потом уже в новейшей истории: в середине 90-х регионы пытались самостоятельно построить дорогу, связав недостроенные участки новым строительством. Однако самостоятельно осилить такую дорогу регионам оказалось не по средствам. Принципиально важно понимать, что такие масштабные проекты невозможно реализовать без поддержки государства. Поэтому руководство республики и компании «Белкомур» добивалось, чтобы этот проект был поддержан средствами Инвестиционного фонда РФ в рамках Межрегиональной программы развития на условиях софинансирования с частными инвесторами. Это уже иная концепция, которая потребовала изменить существовавший подход - к подбору инвесторов, формированию инвестиционной базы, этапам строительства и их финансированию. В 2007 году были разработаны концепция проекта, инвестиционное и технико-экономическое обоснования, а сам проект был утвержден Экспертным советом Министерства транспорта РФ. В 2009 г. Инвестиционная комиссия при Инвестфонде РФ одобрила этот проект как имеющий общегосударственное значение и рекомендовала его к рассмотрению Правительственной комиссией. В настоящее время в связи с оптимизаций бюджетных расходов Инвестиционного фонда РФ, участники проекта выбрали самую удобную для его реализации модель – концессионное соглашение с привлечением частных инвестиций на принципах государственно-частного партнерства. Т.е. государство, оставаясь собственником новой дороги, отдает ее инвестору, чтобы он за свои деньги ее построил и потом на некоторое время стал ее владельцем, чтобы возместить инвестиционные затраты. Эта форма наиболее эффективно сочетает интересы государства и инвестора, учитывая их риски. Государство остается главным инвестором, но не единственным. Мы рассчитываем на привлечение крупного частного капитала и ориентируемся на банки развития. Сейчас готовится соглашение с одним из самых крупных в России Внешэкономбанком, который является государственной корпорацией. По сути, он станет гарантом для частного капитала с целью уменьшения их рисков. Что же касается непосредственно строительства, то мы надеемся, что оно начнется не позднее 2013 года. - Какие преимущества «Белкомур» имеет перед существующей транспортной сетью? - Существующая железнодорожная сеть республики уже не может отвечать современным требованиям развития районов, на территории которых находятся основные запасы природных ресурсов. Железнодорожная магистраль «Белкомур» станет ключевым звеном развития всего транспортного комплекса региона. Общая протяженность трассы 1155 км, в том числе 715 км - новое строительство. Добавлю: «Белкомур» сегодня является главным инфраструктурным проектом Комплексной программы промышленного и инфраструктурного развития Республики Коми, Архангельской области и Пермского края, который направлен, в первую очередь, на создание условий для социально-экономического развития целого ряда регионов Северо-Запада и Урала. Более того, "Белкомур" имеет не только межрегиональный статус, но и российский, а также международный. К началу 90-х гг. стало понятно, что Россия, потерявшая порты на Балтийском и Черном морях, нуждается в новых транспортных магистралях. «Белкомур», по сути, становится необходимым звеном большого транспортного пути из Азии в Европу – Транссиба, соединяющем бурно развивающиеся рынки Китая и других стран с Европейскими портами и выходом к американскому континенту, а также частью транснациональной магистрали «Баренц-Линк» - железнодорожного пути из Норвегии в Индию. - А какую выгоду могут получить города и районы республики от строительства и ввода в строй новой магистрали? - «Белкомур» рассматривается нами не только как инфраструктурный проект, но и как основа для развития регионального производства, оживления экономики на муниципальном уровне. Железнодорожная магистраль будет проходить по пяти муниципалитетам – это Сыктывкар, Удорский, Усть-Вымский, Сыктывдинский и Корткеросский районы. |
Строительство и ввод отдельных участков магистрали поможет создать в этих районах не только новые рабочие места, но и создаст возможности для роста строительной, лесозаготовительной и других отраслей, в том числе и для малого бизнеса. Экспертные оценки свидетельствуют: В Удорском районе
В Усть-Вымском районе:
В Сыктывкаре:
В Сыктывдинском районе:
В Корткеросском районе:
В Княжпогостском районе:
- Мультипликативный эффект «Белкомура», безусловно, распространяется не только на города и районы, по которым будет проходить магистраль. У промышленных предприятий региона в целом появляются новые возможности... - По оценкам экспертов, «Белкомур» будет способствовать росту промышленного производства на всех промышленных предприятиях региона. Он даст толчок для реализации ряда новых региональных промышленных проектов, которые будут формировать дополнительный перспективный грузопоток на уровне 11-12 млн. тонн в год. Благодаря стратегическому расположению в системе международных коридоров «Белкомур» создаст возможность для эффективных решений транзита грузов. - Какова стоимость магистрали? - На разработку проектной документации требуется 3,7 млрд. рублей. Правительством РФ сейчас решает вопрос о выделении этих средств. На строительство железной дороги понадобится 118 млрд. рублей, еще 37 млрд. требуется на модернизацию и реконструкцию действующих участков. Общая сумма, которую предполагается вложить в этот проект, составляет более 442 млрд. рублей. - ОАО «РЖД» как-то участвует в этом проекте? - РЖД участвует в нем комплексной и поэтапной реконструкцией и модернизацией действующих участков. После поддержки «Белкомура» в правительстве, руководство РЖД осознает, что это проект необходим государству. К тому же есть понимание, что он со временем станет частью российских железных дорог. Поэтому РЖД выразило желание участвовать в концессии. - Как «Белкомур» вписывается в «Стратегию 2020»? - «Белкомур» является стержневым пунктом «Стратегия 2020». Мы рассчитываем, что он обеспечит экономический рывок нашего региона. С вводом в строй этой магистрали республиканский бюджет будет зависеть не только от нефти и газа, огромные возможности получат предприятия других отраслей, малый бизнес. Мы ожидаем роста – в 2 раза - налоговых доходов консолидированного бюджета Коми. Это, разумеется, повлияет на повышение уровня и качества жизни населения республики. Я не сомневаюсь - за этот проект стоит биться!
С анализом поставок базовых экспортных продуктов – минеральных удобрений и нефтепродуктов, - Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Анализ транспортной инфраструктуры для поставок нефтепродуктов и минеральных удобрений».
Беседовала Елена Харламова Источник: ИА «Комиинформ» |