- Каковы главные результаты прошлого года и какие изменения произошли в бизнесе в сравнении с 2009-м? — Пожалуй, основное качественное изменение - коррекция структуры продаж: если в 2009 году в балансе реализации «Газпром-нефть Марин Бункера» мелкооптовые продажи и бункеровки «в борт» находились в соотношении 50/50, то в 2010 году порядка 65% объемов топлива мы реализовали конечным клиентам, судовладельцам. Соответственно, выросло количество прямых контрактов: в 2009 году их было около 60, а в прошлом году -100. В основном нашими клиентами являются судовладельцы, но есть также международные трейдеры, которые представляют торговые дома зарубежных бункерных компаний, и брокеры, работающие на конкретные судоходные компании. Поэтому фактическое число наших клиентов за прошлый год больше - порядка 200. В абсолютных цифрах в 2010 году мы поставили 935тыс, тонн судового топлива на 3241 судно. Получается около девяти бункеровок в день - это высокий показатель. Всего в прошлом году мы реализовали 1,464 млн тонн топлива - эта цифра сопоставима с объемами 2009 года, но при этом в 2009-м у нас были еще и поставки мазута крупным оптом. В 2010 году мы отказались от работы в этом сегменте. — С чем было связано решение? — «Газпромнефть Марин Бункер» как отдельная бизнес-единица «Газпром нефти» создавалась для гарантированной реализации собственного ресурса компании на премиальном рынке. Это означает, что мы должны поднимать планку от оптовых цен компании - преимущественно через розницу, бункеровку «в борт». Основной объем - до 90% реализуемого нами топлива - это ресурс, производимый на заводах «Газпром нефти», еще 10% мы приобретаем на свободном рынке. — Какую долю рынка занимает «Газпромнефть Марин Бункер»? — Весь российский бункерный рынок в 2010 году эксперты оценили приблизительно в 5,7 млн тонн судового топлива, доля наших розничных продаж составила порядка 17%. «Газпромнефть Марин Бункер» работает в 20 российских портах - 13 морских и 7 речных. Наибольшая доля продаж «Газпромнефть Марин Бункера» приходится на Северо-Западный регион РФ - один из крупнейших рынков, где осуществляется треть всех российских продаж бункерного топлива. В 2010 году объем розничных продаж «Газпромнефть Марин Бункера» в Санкт-Петербурге, Калининграде, Мурманске и Архангельске составил 628 тыс. тонн. Из них 336 тыс. тонн были поставлены в Питере - по данным отраслевого агентства PortNews мы занимаем здесь долю в 19% рынка. — Вы работаете с российскими и зарубежными партнерами? — 80% наших клиентов — иностранные судоходные компании. В России ведь осталось не так много флота - всего порядка 15 морских и речных пароходств. С большинством из них у нас заключены годовые договора на поставку бункерного топлива. Иностранцы в большинстве своем работают на слоте, т. с. он и каждый раз проверяют уровень цен на конкретную дату и затем принимают индивидуальное решение по каждой бункеровке, однако есть линейный флот, операторы которого заинтересованы в долгосрочных прогнозируемых отношениях, - например, в летнюю пассажирскую навигацию в петербургский порт заходит порядка 300 круизных лайнеров. Мы в прошлом году заправили около 100 таких лайнеров, причем на контрактной основе. Это выгодно и судовладельцам - они уверены, что получат бункер по понятной цене, и нам как поставщикам - мы понимаем, что у нас есть гарантированные плановые поставки. А каждый такой лайнер берет бункера 1-1,5 тыс. тонн - это примерно 20-25 вагоноцистерн с топливом. — Насколько активно компания расширяет географию своей деятельности? — Активно - у нас уже четыре региональных офиса. В 2010 году мы открыли международное управление, что дало старт работе за рубежом: осуществлены первые бункеровки в Турции, в Стамбуле. В этом году несколько новых портов добавятся в нашу географию речных бункеровок - мы выходим в Нижний Новгород, Самару, Астрахань и Таганрог. Последние два вообще-то считаются морскими портами, но в нашей классификации они входят в речное управление, поскольку в основном там ходят небольшие суда, соответственно, и танкеры-бункеровщики там маленькие, грузоподъемностью 200-300 тонн. Для сравнения - в Большом порту Санкт-Петербург грузоподъемность бункеровщика может составлять 4-5 тыс. тонн. — Чем интересно развитие речного направления? — Объем бункеровок на внутренних водных путях будет расти вслед за ростом объемов перевозок по рекам: речной транспорт дешевле автомобильного и железнодорожного. Сейчас мы ориентируемся где-то на 5%-ную долю речных бункеровок в общей структуре реализации, но намерены серьезно развивать этот сегмент. По сравнению с прошлым годом объем реализации судового топлива на внутренних водных путях России в навигацию 2011 года мы планируем увеличить на 14%. — Что из себя представляет флот «Газпромнефть Марин Бункера»? — Сейчас мы ведем качественное обновление бункерного флота, избавляемся от возрастных судов, которые хоть и отвечают всем необходимым требованиям международной конвенции MARPOL, однако требуют больших затрат на ремонт и обслуживание. Поэтому в компании принято решение ограничить возраст приобретаемых судов 10 годами и не эксплуатировать танкеры возрастом старше 25 лет. Сейчас флот, находящийся под управлением «Газпромнефть-Шиппинга», состоит из семи бункеровщиков, четыре из которых отвечают всем международным конвенциям. До конца этого года мы планируем приобрести еще два подобных танкера. Могу с уверенностью сказать, что на сегодня из российских компаний, работающих в сегменте бункеровки, у нас самый современный флот. Мы рассчитываем, что к 2020 году у нас будет уже порядка 15 своих судов - то есть каждый год будем приобретать в среднем по два бункеровщика. В тех портах, где есть качественная услуга баржинга, мы используем и суда сторонних организаций. К примеру, на Дальнем Востоке у нас два арендованных бункеровщика, на Черном море, помимо собственного, дополнительно фрахтуем бункеровщик в Туапсе, в порту Санкт-Петербург танкер в аренде уже два года. На внутренних водных путях мы также пользуемся флотом местных баржинговых компаний, мы посчитали, и выяснилось, что собственный флот на реке держать невыгодно - слишком много танкерного флота в поисках работы. Всего в работе «Газпромнефть Марин Бункер» сейчас использует 21 бункеровщик из своих и 14 на договорах услуг. — А каковы планы по развитию наземной инфраструктуры? — Важная стратегическая инициатива 2011 года - развитие российской терминальной сети. Проект предполагает создание собственных или зависимых терминалов - сейчас мы как раз формируем целевую сетку, которая покажет, в каких точках и на каких условиях - приобретение, строительство или аренда - у нас будут действовать терминалы. Основной показатель, на основании которого можно сделать вывод о степени эффективности работы терминала, — это количество оборотов резервуарного парка. К примеру, если объем нашего терминала в порту Санкт-Петербург составляет 10 тыс. тонн, а оборот за месяц составил 30 тыс. тонн - это нормальный среднеотраслевой показатель. Но вот, например, в мае у терминала было восемь оборотов. Я считаю, что наш пилотный проект - «Газпромнефть Терминал СПб», который был реализован на базе Кировского завода, - это очень удачное начало. Мы не ошиблись в выборе партнера, проект полностью доказал свою состоятельность. Петербургская модель работы себя оправдала, и этот опыт мы будем проецировать на другие точки присутствия, создавая полноценную терминальную сеть по всей России. Мы начали переговоры о совместном строительстве терминала с Мурманским пароходством, подписали соглашение с Калининградским рыбным портом. — В ближайшей перспективе планируется реализация проектов за рубежом? — Конечно. Во-первых, Балканы. В сербской NIS у нас уже есть функциональная бизнес-единица «Бункеровка». Сейчас там ведется восстановление инфраструктуры - раньше на Дунае были наливные пункты, которые необходимо привести к современным нормативам по экологии и технадзору. Наши сербские коллеги разрабатывают государственный техрегламент по бункеровкам, В Сербии нет таких документов, а это уже работа на уровне правительственных органов. В планах NIS на этот год - реализация первых 10 тыс. тонн бункерного топлива. Завод в Сербии налаживает выпуск судового топлива - за счет модернизации НПЗ увеличиваются мощности перерабатывающих активов и в балансе появляется мазут. С этим ресурсом мы, кстати, планируем выходить на рынок Румынии: у «Газпромнефть Марин Бункера» есть планы по выходу в порт Констанца, который является морскими воротами Европы с Черного моря. Нам также интересна Прибалтика - это ближайший к нам рынок, который логично вписывается в стратегию развития «Газпромнефть Марин Бункера». Сейчас идет обкатка логистики поставки туда собственного ресурса. В принципе, успешная работа в нашей отрасли зависит от трех факторов: ресурс, инфраструктура и клиенты. Если компания обладает хотя бы одним из этих условий, она может заниматься бункеровкой. Если мы пойдем в Прибалтику, у нас будет сразу два из трех моментов - своя клиентская база и свой ресурс. А терминальную инфраструктуру мы предполагаем, взять в аренду. — В прошлом году была актуализирована стратегия «Газпромнефть Марин Бункера» до 2020 года. Каковы планы компании в долгосрочной перспективе? — В первую очередь стратегия была скорректирована по срокам: выход на зарубежные рынки в предыдущем варианте стратегии планировался не раньше 2015 года, но мы уже сейчас активно работаем над развитием своего международного присутствия. Новый показатель актуализированной стратегии - 2% мирового бункерного рынка к 2020 году. Мы останемся всероссийским поставщиком, но при этом объем реализации за рубежом должен превысить российские объемы: он составит порядка 4,5 млн тонн при общей цифре годовых продаж 7 млн тонн. «Газпромнефть Марин Буннер» - дочернее предприятие «Газпром нефти», осуществляющее поставки бункерного топлива. Создано в октябре 200? года 8 Санкт-Петербурге, В состав предприятия входят пять обособленных подразделений в Москве, Новороссийске, Владивостоке, Калининграде и Мурманске, а также два дочерних общества: «Газпромнефть-Шиппинг» - управляет флотом «Газпромнефть Марин Бункера» — и «Газпром-нефть Терминал СПб» - эксплуатирует буннерную нефтебазу, расположенную на территории Кировского завода в Санкт-Петербурге, В настоящее время компания «Газпромнефть Марин Бункер» представлена в большинстве основных морских и речных портов: Северо-Запад: Санкт-Петербург, Мурманск, Приморск, Калининград, Архангельск. Усть-Луга; Черное море: Новороссийск, Туапсе, порт Кавказ; Дальний Восток; Находка, Владивосток, Восточный; Внутренние водные пути: Ярославль, Самара, Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Ростов-на-Дону. Астрахань, Иркутск. С анализом поставок базовых экспортных продуктов – минеральных удобрений и нефтепродуктов, - Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Анализ транспортной инфраструктуры для поставок нефтепродуктов и минеральных удобрений». Ольга Сафина Сибирская нефть |