БУНКЕРОВОЧНЫЙ БИЗНЕС «ГАЗПРОМ НЕФТИ»


О том, что из себя сейчас представляет бункеровочный бизнес «Газпром нефти», и о стратегии его развития рассказал генеральный директор «Газпромнефть Марин Бункера» Андрей Васильев.


 

- Каковы главные результаты прошлого года и какие измене­ния произошли в бизнесе в срав­нении с 2009-м?

 

— Пожалуй, основное качественное изменение - коррекция струк­туры продаж: если в 2009 году в балансе реализации «Газпром-нефть Марин Бункера» мелкоопто­вые продажи и бункеровки «в борт» находились в соотношении 50/50, то в 2010 году порядка 65% объемов топлива мы реализовали конечным клиентам, судовладельцам. Соот­ветственно, выросло количество прямых контрактов: в 2009 году их было около 60, а в прошлом году -100. В основном нашими клиентами являются судовладель­цы, но есть также международные трейдеры, которые представляют торговые дома зарубежных бункер­ных компаний, и брокеры, рабо­тающие на конкретные судоходные компании. Поэтому фактическое число наших клиентов за прошлый год больше - порядка 200. В абсолютных цифрах в 2010 году мы поставили 935тыс, тонн судово­го топлива на 3241 судно. Получа­ется около девяти бункеровок в день - это высокий показатель. Всего в прошлом году мы реализо­вали 1,464 млн тонн топлива - эта цифра сопоставима с объемами 2009 года, но при этом в 2009-м у нас были еще и поставки мазута круп­ным оптом. В 2010 году мы отказа­лись от работы в этом сегменте.

 

С чем было связано решение?

 

— «Газпромнефть Марин Бункер» как отдельная бизнес-единица «Газпром нефти» создавалась для гарантированной реализа­ции собственного ресурса ком­пании на премиальном рынке. Это означает, что мы должны поднимать планку от оптовых цен компании - преимуще­ственно через розницу, бун­керовку «в борт». Основной объем - до 90% реализуемого нами топлива - это ресурс, про­изводимый на заводах «Газпром нефти», еще 10% мы приобретаем на свободном рынке.

 

Какую долю рынка занимает «Газпромнефть Марин Бункер»?

 

— Весь российский бункерный рынок в 2010 году эксперты оцени­ли приблизительно в 5,7 млн тонн судового топлива, доля наших розничных продаж состави­ла порядка 17%. «Газпромнефть Марин Бункер» работает в 20 рос­сийских портах - 13 морских и 7 речных. Наибольшая доля продаж «Газпромнефть Марин Бункера» приходится на Северо-Западный регион РФ - один из крупнейших рынков, где осу­ществляется треть всех россий­ских продаж бункерного топлива. В 2010 году объем розничных про­даж «Газпромнефть Марин Бунке­ра» в Санкт-Петербурге, Калинин­граде, Мурманске и Архангельске составил 628 тыс. тонн. Из них 336 тыс. тонн были поставлены в Питере - по данным отраслево­го агентства PortNews мы занима­ем здесь долю в 19% рынка.

 

Вы работаете с российскими и зарубежными партнерами?

 

— 80% наших клиентов — ино­странные судоходные компании. В России ведь осталось не так много флота - всего порядка 15 морских и речных пароходств. С большинством из них у нас заключены годовые договора на поставку бункерного топлива. Иностранцы в большинстве своем работают на слоте, т. с. он и каждый раз проверяют уровень цен на конкретную дату и затем принимают индивидуальное решение по каждой бункеровке, однако есть линейный флот, операторы которо­го заинтересованы в долгосрочных прогнозируемых отношениях, - например, в летнюю пассажир­скую навигацию в петербургский порт заходит порядка 300 круизных лайнеров. Мы в прошлом году заправили около 100 таких лайнеров, причем на контрактной основе. Это выгодно и судовладель­цам - они уверены, что получат бункер по понятной цене, и нам как поставщикам - мы понима­ем, что у нас есть гарантированные плановые поставки. А каж­дый такой лайнер берет бункера 1-1,5 тыс. тонн - это примерно 20-25 вагоноцистерн с топливом.

 

Насколько активно компания расширяет географию своей дея­тельности?

 

— Активно - у нас уже четыре региональных офиса. В 2010 году мы открыли международное управление, что дало старт работе за рубежом: осуществлены первые бункеровки в Турции, в Стамбуле. В этом году несколько новых пор­тов добавятся в нашу географию речных бункеровок - мы выхо­дим в Нижний Новгород, Самару, Астрахань и Таганрог. Послед­ние два вообще-то считаются морскими портами, но в нашей классификации они входят в речное управление, поскольку в основном там ходят небольшие суда, соответственно, и танкеры-бункеровщики там маленькие, грузоподъемностью 200-300 тонн. Для сравнения - в Большом пор­ту Санкт-Петербург грузоподъ­емность бункеровщика может составлять 4-5 тыс. тонн.

 

Чем интересно развитие реч­ного направления?

 

— Объем бункеровок на внутрен­них водных путях будет расти вслед за ростом объемов пере­возок по рекам: речной транс­порт дешевле автомобильного и железнодорожного. Сейчас мы ориентируемся где-то на 5%-ную долю речных бункеровок в общей структуре реализации, но наме­рены серьезно развивать этот сегмент. По сравнению с про­шлым годом объем реализации судового топлива на внутренних водных путях России в навигацию 2011 года мы планируем увеличить на 14%.

 

Что из себя представляет флот «Газпромнефть Марин Бункера»?

 

— Сейчас мы ведем качествен­ное обновление бункерного фло­та, избавляемся от возрастных судов, которые хоть и отвечают всем необходимым требовани­ям международной конвенции MARPOL, однако требуют боль­ших затрат на ремонт и обслуживание. Поэтому в компании принято решение ограничить возраст приобретаемых судов 10 годами и не эксплуатировать танкеры возрастом старше 25 лет. Сейчас флот, находящийся под управлением «Газпромнефть-Шиппинга», состоит из семи бункеровщиков, четыре из которых отвечают всем международным конвенциям. До конца этого года мы планируем приобре­сти еще два подобных танкера. Могу с уверенностью сказать, что на сегодня из российских ком­паний, работающих в сегменте бункеровки, у нас самый совре­менный флот. Мы рассчитываем, что к 2020 году у нас будет уже порядка 15 своих судов - то есть каждый год будем приобретать в среднем по два бункеровщика. В тех портах, где есть качествен­ная услуга баржинга, мы исполь­зуем и суда сторонних органи­заций. К примеру, на Дальнем Востоке у нас два арендованных бункеровщика, на Черном море, помимо собственного, дополни­тельно фрахтуем бункеровщик в Туапсе, в порту Санкт-Петербург танкер в аренде уже два года. На внутренних водных путях мы также пользуемся флотом мест­ных баржинговых компаний, мы посчитали, и выяснилось, что собственный флот на реке держать невыгодно - слишком много танкерного флота в поисках рабо­ты. Всего в работе «Газпромнефть Марин Бункер» сейчас исполь­зует 21 бункеровщик из своих и 14 на договорах услуг.

 

А каковы планы по развитию наземной инфраструктуры?

 

— Важная стратегическая ини­циатива 2011 года - развитие российской терминальной сети. Проект предполагает создание соб­ственных или зависимых терми­налов - сейчас мы как раз форми­руем целевую сетку, которая пока­жет, в каких точках и на каких условиях - приобретение, строительство или аренда - у нас будут действовать терминалы. Основной показатель, на осно­вании которого можно сделать вывод о степени эффективности работы терминала, — это коли­чество оборотов резервуарного парка. К примеру, если объем нашего терминала в порту Санкт-Петербург составляет 10 тыс. тонн, а оборот за месяц составил 30 тыс. тонн - это нормальный среднеотраслевой показатель. Но вот, например, в мае у терми­нала было восемь оборотов. Я счи­таю, что наш пилотный проект - «Газпромнефть Терминал СПб», который был реализован на базе Кировского завода, - это очень удачное начало. Мы не ошиблись в выборе партнера, проект полностью доказал свою состоятель­ность. Петербургская модель рабо­ты себя оправдала, и этот опыт мы будем проецировать на дру­гие точки присутствия, создавая полноценную терминальную сеть по всей России. Мы начали пере­говоры о совместном строитель­стве терминала с Мурманским пароходством, подписали согла­шение с Калининградским рыб­ным портом.

 

В ближайшей перспективе планируется реализация проек­тов за рубежом?

 

— Конечно. Во-первых, Балка­ны. В сербской NIS у нас уже есть функциональная бизнес-единица «Бункеровка». Сейчас там ведет­ся восстановление инфраструк­туры - раньше на Дунае были наливные пункты, которые необ­ходимо привести к современным нормативам по экологии и тех­надзору. Наши сербские коллеги разрабатывают государственный техрегламент по бункеровкам, В Сербии нет таких документов, а это уже работа на уровне пра­вительственных органов. В пла­нах NIS на этот год - реализация первых 10 тыс. тонн бункерного топлива. Завод в Сербии налажи­вает выпуск судового топлива - за счет модернизации НПЗ уве­личиваются мощности перераба­тывающих активов и в балансе появляется мазут. С этим ресур­сом мы, кстати, планируем выхо­дить на рынок Румынии: у «Газ­промнефть Марин Бункера» есть планы по выходу в порт Констан­ца, который является морскими воротами Европы с Черного моря. Нам также интересна Прибал­тика - это ближайший к нам рынок, который логично впи­сывается в стратегию развития «Газпромнефть Марин Бункера». Сейчас идет обкатка логисти­ки поставки туда собственного ресурса. В принципе, успешная работа в нашей отрасли зависит от трех факторов: ресурс, инфра­структура и клиенты. Если ком­пания обладает хотя бы одним из этих условий, она может зани­маться бункеровкой. Если мы пойдем в Прибалтику, у нас будет сразу два из трех моментов - своя клиентская база и свой ресурс. А терминальную инфраструктуру мы предполагаем, взять в аренду.

 

В прошлом году была актуализирована стратегия «Газпромнефть Марин Бункера» до 2020 года. Каковы планы компании в долгосрочной перспективе?

 

— В первую очередь стратегия была скорректирована по сро­кам: выход на зарубежные рынки в предыдущем варианте стратегии планировался не рань­ше 2015 года, но мы уже сейчас активно работаем над развитием своего международного при­сутствия. Новый показатель актуализированной стратегии - 2% мирового бункерного рынка к 2020 году. Мы останемся всерос­сийским поставщиком, но при этом объем реализации за рубе­жом должен превысить россий­ские объемы: он составит порядка 4,5 млн тонн при общей цифре годовых продаж 7 млн тонн.

 

«Газпромнефть Марин Буннер» - дочернее предприятие «Газпром нефти», осуществляющее поставки бункерного топли­ва. Создано в октябре 200? года 8 Санкт-Петербурге, В состав предприятия входят пять обосо­бленных подразделений в Москве, Новороссийске, Владивосто­ке, Калининграде и Мурманске, а также два дочерних общества: «Газпромнефть-Шиппинг» - управляет флотом «Газпромнефть Марин Бункера» — и «Газпром-нефть Терминал СПб» - эксплуати­рует буннерную нефтебазу, располо­женную на территории Кировского завода в Санкт-Петербурге, В настоящее время компания «Газпромнефть Марин Бункер» представлена в большинстве основных морских и речных портов: Северо-Запад: Санкт-Петербург, Мурманск, Приморск, Калинин­град, Архангельск. Усть-Луга; Черное море: Новорос­сийск, Туапсе, порт Кавказ; Дальний Восток; Находка, Владивосток, Восточный; Внутренние водные пути: Ярославль, Самара, Ниж­ний Новгород, Казань, Волгоград, Ростов-на-Дону. Астрахань, Иркутск.

 

С анализом поставок базовых экспортных продуктов – минеральных удобрений и нефтепродуктов, - Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Анализ транспортной инфраструктуры для поставок нефтепродуктов и минеральных удобрений».

 

Ольга Сафина

Сибирская нефть