Но до сих пор использование углеволокна в производстве средств передвижения мало развито из-за высоких цен на углеволокно и относительно низких скоростях производства.
Источник: Karl Reque Однако, итальянский автомобильный специалист по композитам ATR Group (Colonnella, Italy) ставит своей целью несколько изменить эту ситуацию. Хорошо известный по своим работам для Ferrari, Porsche и Bugatti, и являясь одним из самых крупных производителей автомобильных композитов, ATR разработал концепцию шасси «пространственная рама» из композита на основе углеволокна для сегмента автомобилей класса “GT” – GT означает GRAND TURISMO или высоко эффективные комфортабельные туристические автомобили для путешествий на большие дистанции. Хотя автомобили этого класса не попадают в категорию ежедневных пассажирских автомобилей, они производятся в существенно больших количествах, нежели суперкары, и стратегии ATR по экономии трудовых и денежных ресурсов сделали углеволокно жизнеспособной альтернативой алюминию в конструкции шасси GT. «Композиты из углеволокна очевидно более дорогие, чем алюминий при расчете затрат на единицу веса», - говорит глава отдела композитов компании ATR, Клаудио Сантони (Claudio Santoni), специалист по шасси, который до этого сконструировал алюминиевое пространственное шасси для автомобилей Ferrari. «Но конструкция является эффективной по затратам, по сравнению с алюминиевым шасси, в связи с интеграцией такого количества различных функций и характеристик, как более низкий вес, стойкость к ударным нагрузкам, точность соблюдения размеров, стойкость к коррозии и эстетика». Сантони хотел использовать свойства углеволокна в пространственной раме шасси от ATR, придумав простую и экономичную архитектуру волокон и схему производства, чтобы свести к минимуму трудовые и частичные затраты по сравнению с конструкциями большинства суперкаров. «Например, мы хотели отойти от алюминиевого или арамидного сотового материала ядра и многочисленных циклов отверждения, пленочных адгезивов и необходимости в обработке кромки, которые существенно повышают стоимость». Пока что представленный прототип пространственной рамы является демонстрационным, Сантони замечает, что шасси может иметь вариации по размеру и форме и будет приспособлен под модель машины каждого покупателя. ПРОИСХОЖДЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ Из-за чрезвычайно высокой цены суперкары, сделанные вручную, такие как Ferrari Enzo, создаются в очень ограниченных количествах, но машины класса GT – например, Lamborghini Gallardo, Maseratti Spider и Ferrari's F430 – имеют более низку цену и доступны для более широкого круга потребителей. По этой причине машины этого класса обычно создаются с большим комфортом для пассажиров и комплектуются мягкими сиденьями и большими дверными проемами, чем более спортивные, гоночного типа суперкары. По словам Сантони, увеличенные размеры требуют улучшения характеристик шасси. Более того, покупатели хотят быть уверенными в высокой степени безопасности. Именно здесь, говорит Сантони, углеволокно имеет значительное преимущество. Шасси GT обычно конструируются с использованием алюминия, потому как производители хорошо знакомы с этим материалом и желают сохранить затраты настолько низкими насколько это возможно. Как и любой металл, алюминий демонстрирует значительную упругость или растяжение под нагрузкой из-за высокой способности к деформации без разрушения, что может быть недостатком при разработке безопасности. «Алюминий испытывает поразительную пластическую деформацию во время большого столкновения», - объясняет Сантони, отмечая, что сварные швы в особенности уязвимы для хрупкого повреждения при сценарии столкновения. |