С целью определения влияния нефтешламов на технологические и эксплуатационные показатели дисперсных грунтов, стабилизированных вяжущими, в лабораторных условиях были приготовлены опытные составы. В этих составах грунты были предварительно обработаны нефтешламами и стабилизированы цементом. На рис. 2 и 3 показана прочность различных типов глин, активизированных нефтешламами, и кинетика изменения прочности грунтов, стабилизированных цементом [7]. Концепция укрепления нефтешламов минеральными вяжущими построена на выборе соотношения между структурой нефтешламов и активностью их составляющих. Направленное формирование извести и цементошламовых коагулиционно-кристиллизационных структур, способных к компенсации внутренних напряжений, возникающих при перепадах температур, позволяют обходиться в дорожных покрытиях бетонам, без слоёв из щебня или гравия, выполняющих роль трещинопрерывающих прослоек. Максимальная прочность в цементогрунтобетонах, независимо от генетического типа грунта достигается при их стабилизации 20 % цемента. Наибольшую прочность имеют грунтобетоны на Алексеевском суглинке и приволжской глине (Rсж = 4,4 и 3,8 МПа соответственно). На основании своих исследований авторы статьи делают вывод: активированные грунты в дорожном и аэродромном строительстве позволяют полностью заменить традиционные материалы в основаниях, усовершенствовать конструкцию и увеличить сроки службы безремонтных работ. максимальная прочность в цементогрунтобетонах, независимо от генетического типа грунта достигается при их стабилизации 20 % цемента Данная технология защищена патентами. Рис.3 Кинетика изменения прочности грунтов, стабилизированных цементом Таким образом, цементно-грунтовая технология продолжает развиваться, что позволяет снижать стоимость строительно-дорожных работ. Зарубежные страны резко увеличивают объёмы работ, используя вышеописанную технологию. С 1980 по 1990 год в Японии разработано 13 типов установок для изготовления свай различными методами из грунтобетона. В США цементогрунт использовали на строительстве 60 водохранилищ для защиты берегов от эрозии, а также при устройстве земляных плотин. В Италии объём свай из цементогрунта составил 11 млн. м3. Во Франции, начиная с 80-х годов прошлого столетия, ежегодно укрепляется более 10 000 км покрытия просёлочных дорог [4, 5]. В Германии, Италии, Японии разработаны и разрабатываются дополнительно нормативные документы, регламентирующие метод изготовления и применения цементогрунта для строительных целей. В США большое распространение получила цементно-грунтовая технология для защиты откосов водохранилищ, каналов, а также при строительстве земляных плотин. К сожалению, в России, при её огромных территориях, вопрос дешёвых, быстро возводимых дорог ещё не находят должного разрешения. Известный французский учёный-бетоновед, профессор М. Венюа писал: «Можно с уверенностью сказать, что цементно-грунтовая технология будет развиваться и впредь, учитывая её высокую экономичность, возможность применения недорогих машин (распределителями и смесителями легко оборудовать обычный трактор мощностью 100 л. с.), внедрение в последнее время новой техники, позволяющей получать цементно-грунтовый слой большой глубины, а также применение цементов с поверхностно-активными добавками» [4]. Литература: 1. Безрук В. М. Теоретические основы укрепления грунтов цементами. — М.: Автотрансиздат, 1956. 2. Безрук В. М. Укрепление грунтов. — М.: Транспорт, 1965. 3. Безрук В. М. Укрепление грунтов в дорожном и аэродромном строительстве. — М.: Транспорт, 1971. 4. Венюа М. Цементы и бетоны в строительстве. — М.: Стройиздат, 1980. 5. Жуков Н. В., Шапошников А. В. Определение нормативных и расчётных сопротивлений цементогрунта // Бетон и железобетон. — 1990. — № 2. 6. Колбас Н. С. Вопросы теории комплексного укрепления грунтов вяжущими материалами с применением лесохимических реагентов и отходов промышленности. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1978. 7. Шейна Т. В., Коренькова С. Ф. Производство грунтобетона дорожного и аэродромного назначения // Строительные материалы XXI века. — 2006. — № 2. Подробнее с текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка извести можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок строительной извести в России». www.newchemistry.ru |