Одной из важных тем, на которую наше издание регулярно обращает внимание, является работа дорожной отрасли. И это не случайно, так как сегодня дороги представляют собой активно растущий сегмент экономики, который во многом определяет не только лицо страны, но и функциональность и эффективность всей инфраструктуры. Более того, реализация проектов международных транспортных коридоров заметно улучшит позиции нашей страны во внешнеэкономическом разделении труда. При этом надо помнить, что, помимо коммуникативной нагрузки, отрасль несёт и значительную социальную функцию, являясь в стране одним из крупнейших работодателей. Итоги 2008 года За всё время реформ 2008 год для дорожной отрасли был наиболее удачным. В том числе было построено 2,3 тыс. км автомобильных дорог, из которых 560 км — это дороги федерального значения, а 1722 км — региональные автотрассы. Также был проведён капитальный ремонт 5055 км федеральных дорог, что на 46 процентов больше, чем годом ранее. Общий же объём субсидий, предоставленных субъектам РФ на дорожное хозяйство, в 2008 году составил 102,3 миллиарда рублей, из которых почти половина (63,64 миллиарда) была потрачена на строительство и реконструкцию автодорог в рамках реализации федеральных целевых программ. Потребности страны и программы отрасли Хотя спад в экономике вносит серьёзные коррективы, проблемы, стоящие перед отраслью, в любом случае требуют своего разрешения. Одной из наиболее болезненных тем, затрагивающей очень многих россиян, является то, что наиболее загруженные федеральные автодороги на значительном протяжении проходят по территории городов и других населённых пунктов. Это вызывает проблемы не только со скоростью доставки грузов, но и с экологией, безопасностью жизни населения. В Московском и Санкт-Петербургском транспортных узлах, в других крупных городах эти проблемы привели транспортные системы на грань остановки. В Сибирском, Дальневосточном, в значительной части Северо-Западного, Приволжского и Уральского федеральных округов низкий уровень обеспеченности автомобильными дорогами уже явно сдерживает социально-экономическое развитие. На территории, не имеющей выхода на сеть автомобильных дорог общего пользования, проживает почти 2 млн человек. При этом около 40 тысяч населённых пунктов не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования по автомобильным дорогам с твёрдым покрытием. Велика и степень износа дорожных конструкций. Свыше трети протяжённости федеральных дорог требует восстановления и увеличения прочности проезжей части. Каждое пятое искусственное сооружение на федеральных дорогах находится в неудовлетворительном состоянии. Основным инструментом решения поставленных задач является подпрограмма «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)». На решение этих задач направлены также ещё девять федеральных целевых программ и подпрограмм, по которым Федеральное дорожное агентство определено государственным заказчиком. В их числе — ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», ФЦП «Юг России (2008—2012 годы)», программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 гг.» и другие. Объём работ будет выполнен Расходы федерального бюджета в части строительства и ремонта автодорог будут снижены примерно на 15 процентов. Ещё более заметно уменьшится вклад в строительство дорог региональных бюджетов. Однако для Федерального дорожного агентства это означает выполнение запланированного объёма работ за меньшие деньги. То есть за счёт определённого снижения собственной рентабельности и некоторого понижения цен на строительные материалы дорожные строители обязуются выполнить тот объём работ, который был определён в договорах ещё до того, как Правительство РФ пошло на уменьшение расходных статей бюджета. Хочу привести интересный в связи с этим факт: один из ведущих российских производителей цемента активно призывал ввести заградительные пошлины на импортируемый цемент, мотивируя тем, что цена российского цемента не может быть ниже 3000 рублей за тонну. Однако пошлины введены не были, и сейчас неудавшийся лоббист продаёт свою продукцию по 1800 рублей за тонну. И при этом имеет вполне приемлемую рентабельность. То есть в части «запаса прочности» у многих смежников имеются весьма неплохие заделы и резервы, необходима только хорошо просчитанная контрактная работа. Впрочем, сокращение бюджетных расходов будет для тех проектов, реализация которых ещё не началась, а финансирование объектов в высокой степени готовности сохранится в запланированном объёме. |