Целью общепринятых методов испытания качества битумов является определение их консистенции, чистоты и теплостойкости. Для определения консистенции предложено много методов, позволяющих установить ее зависимость от вязкости. Битумы характеризуют и сравнивают по степени текучести при определенной температуре или по температуре определения некоторых свойств. К таким показателям, характеризующим свойства твердых битумов, относятся глубина проникания стандартной иглы (пенетрация), температура размягчения, растяжимость в нить (дуктильность), температура хрупкости. Эти исследования, строго говоря, не эквивалентны прямому определению вязкости, но находят широкое практическое применение, потому что позволяют быстро характеризовать консистенцию битума. К основным показателям, характеризующим свойства битумов, можно также отнести адгезию, поверхностное натяжение на границе раздела фаз, когезию, тепловые, оптические и диэлектрические свойства. К числу сопоставимых показателей, кроме того, можно отнести потерю массы при нагревании и изменение пенетрации после него, растворимость в органических растворителях, зольность, температуру вспышки, плотность, реологические свойства. Некоторые показатели определяют как для исходного битума, так и для битума после прогрева, который имитирует процесс старения. Стандартами задаются определённые значения показателей качества, что отражает оптимальный состав битума. Этот состав может быть различным для разных областей применения битумов. Пенетрация Пенетрация — показатель, характеризующий глубину проникания тела стандартной формы в полужидкие и полутвердые продукты при определенном режиме, обусловливающем способность этого тела проникать в продукт, а продукта — оказывать сопротивление этому прониканию. Пенетрацию определяют пенетрометром, устройство которого и методика испытания даны в ГОСТ 11501—78; за единицу пенетрации принята глубина проникания иглы на 0,1 мм. Пенетрация дорожных нефтяных битумов различных марок при 25 °С, нагрузке 100 Г, в течение 5 сек составляет 40—300*0,1 мм, а при 0 °С, нагрузке 200 Г, в течение 60 сек— от 13 до 50*0,1 мм. Таким образом, в зависимости от температуры, нагрузки и длительности проникания иглы значение пенетрации существенно изменяется. Поэтому условия ее определения заранее оговаривают. Пенетрация косвенно характеризует степень твердости битумов. Чем выше пенетрация битума при заданной температуре размягчения и при заданной пенетрации — температура размягчения битума, тем выше его теплостойкость. Получить битумы с высокой теплостойкостью можно соответствующим подбором сырья, технологического способа и режима производства. Температура размягчения
Температура размягчения битумов — это температура, при которой битумы из относительно твердого состояния переходят в жидкое. Методика определения температуры размягчения условна и научно не обоснована, но широко применяется на практике. Испытание проводят по ГОСТ 11506—73 методом «кольцо и шар» (КиШ), а также иногда методом Кремер — Сарнова. Индекс пенетрации — показатель, характеризующий степень коллоидности битума или отклонение его состояния от чисто вязкостного. По индексу пенетрации битумы делят на три группы. 1) Битумы с индексом пенетрации менее -2, не имеющие дисперсной фазы или содержащие сильно пептизированные асфальтены (битумы из крекинг-остатков и пеки из каменноугольных смол). Эластичность таких битумов очень мала или практически равна нулю. 2) Битумы с индексом пенетрации от - 2 до +2 (остаточные и малоокисленные). 3) Битумы с индексом пенетрации более +2 имеют значительную эластичность и резко выраженные коллоидные свойства гелей. Это окисленные битумы с высокой растяжимостью. Температура хрупкости
Температура хрупкости — это температура, при которой материал разрушается под действием кратковременно приложенной нагрузки. По Фраасу — это температура, при которой модуль упругости битума при длительности загружения 11 сек для всех битумов одинаков и равен 1100 кГ/см2 (1,0787-108 н/м2). Температура хрупкости характеризует поведение битума в дорожном покрытии: чем она ниже, тем выше качество дорожного битума. Окисленные битумы имеют более низкую температуру хрупкости, чем другие битумы той же пенетрации. Температура хрупкости дорожных битумов обычно колеблется в пределах от —2 до — 30 °С. Для ее определения применяют метод, описанный в ГОСТ 11507-78 с дополнением по п. 3.2. Дуктильность Растяжимость (дуктилъностъ) битума характеризуется расстоянием, на которое его можно вытянуть в нить до разрыва. Этот показатель косвенно характеризует также прилипаемость битума и связан с природой его компонентов. Дорожные нефтяные битумы имеют высокую растяжимость — более 40 см. Повышение растяжимости битумов не всегда соответствует улучшению их свойств. По показателю растяжимости нельзя судить о качестве дорожных битумов, так как условия испытания (растяжение со скоростью 5 см/мин) отличаются от условий работы битума в дорожном покрытии. Растяжимость битумов при 25 °С имеет максимальное значение, отвечающее их переходу от состояния ньютоновской жидкости к структурированной. Чем больше битум отклоняется от ньютоновского течения, тем меньше его растяжимость при 25°С, но достаточно высока при 0°С. Битум должен обладать повышенной растяжимостью при низких температурах (0 и 15°С) и умеренной при 25°С. Методика и устройство прибора для определения растяжимости битумов приведены в ГОСТ 11505—75. Вязкость
Вязкость битумов более полно характеризует их консистенцию при различных температурах применения по сравнению с эмпирическими показателями, такими, как пенетрация и температура размягчения. Ее легко и в более короткий срок можно измерить при любой требуемой температуре производства и применения битума. Желательно, чтобы битум при прочих равных показателях обладал наибольшей вязкостью при максимальной тем¬пературе применения и имел как можно более пологую вязкостно-температурную кривую. При температуре ниже 40 °С битум подобен твердообразным системам, при температурах от 40 до 140 °С — структурированным жидкостям, при температуре выше 140 °С — истинным жидкостям. Битумы ведут себя как истинная жидкость, когда их вязкость понижается до 102— 103пз. Вязкость битумов определяют в вискозиметрах Энглера, Сейболта и Фурола, методом падающего шара, в капилляре Фенске, на ротационном вискозиметре, реовискозиметре, консистометре и др. Дорожные битумы разделяют на вязкие и жидкие. Вязкие битумы используют в качестве вяжущего материала при строительстве и ремонте дорожных покрытий. Основное количество таких битумов вырабатывается в России в соответсвии с ГОСТ 22245-90. Жидкие битумы предназначены для удлинения сезона дорожного строительства. В соответствии с ГОСТ 11955-82 их получают смешением вязких битумов БНД с дистиллятными фракциями — разжижителями. После укладки покрытия разжижитель постепенно испаряется. Реология битумов
Реология (от греч. rheos — течение, поток), наука о деформациях и текучести вещества. Реология рассматривает процессы, связанные с необратимыми остаточными деформациями и течением разнообразных вязких и пластических материалов (неньютоновских жидкостей, дисперсных систем и др.), а также явления релаксации напряжений, упругого последействия и т.д. Реология битумов изучена недостаточно. Основными показа¬телями, определяемыми при исследовании реологических свойств битумов в диапазоне температур приготовления и укладки смеси, а также эксплуатации покрытия, являются вязкость и деформативные характеристики битума (модуль упругости, модуль деформациии др.). Поведение битума под действием внешних деформирующих сил определяется комплексом механических свойств, к которым относятся вязкость, упругость, пластичность, хрупкость, усталость, ползучесть, прочность. Каждое свойство зависит от температуры и характера напряженного состояния и связанно с межмолекулярными взаимодействиями и наличием структуры. Реологические свойства не должны значительно изменяться при нагреве битума в битумных котлах, приготовлении и укладке смеси и в течение длительного времени службы. По реологическим свойствам битумы делятся на три типа: 1) вещества, течение которых под действием постоянного напряжения сдвига подчиняется закону Ньютона, когда напряжение снимают, наступает состояние неэластичной упругости. Сюда можно отнести вязкие неколлоидные жидкости, неэластичные или слабоэластичные золи. 2) Вещества, у которых при постоянном напряжении сдвига скорость сдвига после начала деформации снижается и через некоторое время становится почти постоянной, когда напряжение снимают, эластичность частично восстанавливается, коллоидное состояние битумов этого типа золь-гель. 3) При постоянном напряжении сдвига в начале деформации скорость течения снижается до минимума, а затем повышается, если приложенное напряжение сдвига больше некоторого определенного значения, после того как напряжение снято, упругость восстанавливается, битумы этого типа имеют структуру геля. Растворимость В основе большинства существующих методов анализа битумов лежит различие в растворимости их компонентов в ряде органических растворителей. Впервые деление, основанное на этом принципе, предложил Ричардсон, раз¬деливший битумы на растворимые в бензине мальтены и нерастворимые в этом растворителе асфальтены. Впоследствии Маркуон с помощью адсорбции на фуллеровой земле разделил мальтены на масла и смолы. В основном эта ме¬тодика сохранилась и до настоящего времени, но появилось большое количество ее разновидностей, позволяющих получить более узкие, но менее представительные фракции. Требования к качеству Применение битума как одного из наиболее известных инженерно-строительных материалов основано на его адгезионных и гидрофобных свойствах. Область применения битума достаточно широка: он применяется при производстве кровельных и гидроизоляционных материалов, в резиновой промышленности, в лакокрасочной и кабельной промышленности, при строительстве зданий и сооружений и т.д. Кровельные битумы применяют для производства кровельных материалов. Их разделяют на пропиточные и покровные (соответственно для пропитки основы и получения покровного слоя). Изоляционные битумы используют для изоляции трубопроводов с целью защиты их от коррозии. Главным же потребителем битума является дорожное строительство (около 90 %), в первую очередь, из-за того, что нефтяной битум является самым дешевым и наиболее универсальным материалом для применения в качестве вяжущего при устройстве дорожных покрытий. Использование битумов в дорожном строительстве позволяет покрытию дорог выдерживать повышенные статические и динамические нагрузки в широком интервале температур при сохранении длительной жизнеспособности и погодоустойчивости. Вязкие битумы, применяемые в дорожном покрытии, используются как вяжущее между каменными материалами. Долговечность дорожного покрытия во многом зависит от марки применённого битума и его качества. При строительстве и ремонте дорог битум может быть разжижен растворителем (керосиновая фракция). Разжиженные битумы разделяются на быстро-, средне- и медленно затвердевающие марки. Для предварительной обработки поверхностей применяют битумные эмульсии, которые готовят с применением коллоидных мельниц, добавляя к битуму воду и эмульгаторы. Более подробно рассмотрим битумы различного назначения. Дорожный
Качество дорожного битума в основном определяет долговечность дорожных покрытий. Появление трещин на дорожном покрытии означает, что оно на 85% исчерпало срок службы. Установлено, что показатель «температура хрупкости» битума характеризует время до начала интенсивного трещинообразования дорожного полотна, так как его определение показывает наиболее опасное состояние дорожного покрытия при резких перепадах температур в зимнее время. Соотношение физико-химических показателей битумов БНД обеспечивает дорожному покрытию наибольшую сдвигоустойчивость, трещиностойкость, длительную водо- и морозостойкость. Долговечность дорожного покрытия во многом зависит от марки применённого битума и его качества. С требованиями, предъявляемыми к качеству дорожных битумов, можно ознакомится в таблице ниже. Требования к качеству дорожных битумов (ГОСТ 22245 – 90)
Показатель | БНД | 200 / 300 | 130 / 200 | 90 / 130 | 60 / 90 | 40 / 60 | Пенетрация, 0,1 мм при температуре: | | 25 0С, не менее | 201-300 | 131-200 | 91-130 | 61-90 | 40-60 | 0 0С, не менее | 45 | 35 | 28 | 20 | 13 | Температура, 0С: | | размягчения, не ниже | 35 | 40 | 43 | 47 | 51 | хрупкости, не выше | -20 | -18 | -17 | -15 | -12 | вспышки, не ниже | 220 | 220 | 230 | 230 | 230 | Дуктильность, см, при температуре: | | 25 0С, не менее | - | 70 | 65 | 55 | 45 | 0 0С, не менее | 20 | 6 | 4 | 3,5 | - | Изменение температуры размягчения после прогрева, 0С, не более | 7 | 6 | 5 | 5 | 5 | Индекс пенетрации | От -1,0 до +1,0 |
Источник: ГОСТ 22245-90
Дорожные битумы нормируются также по ТУ 38.1011356-91 (см. табл. ниже). Требования к качеству дорожных битумов (ТУ 38.1011356-91)
Показатель | БДУ | 130 / 200 | 100 / 130 | 70 / 100 | 50 / 70 | Пенетрация при 25 0С | 131-200 | 101-130 | 71-100 | 51-70 | Т, 0С, не ниже | | размягчения | 40 | 43 | 47 | 51 | вспышки | 220 | 230 | 230 | 230 | Дуктильность при 25 0С, см, не менее | 100 | 100 | 100 | 100 | После прогрева | | изменение массы, %, не более | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | пенетрация при 25 0С, % от исх., не менее | 50 | 65 | 65 | 60 | Дуктильность при 25 0С, см, не менее | 100 | 100 | 100 | 65 | Температура хрупкости, 0С, не выше | -20 | -17 | -15 | -12 |
Источник: ТУ 38.1011356-91 Битумы, нормируещиеся по ТУ, отличаются значительно большей дуктильностью (не менее 100 см), т.е. большей эластичностью, и в том, что в ТУ введены значения тех же показателей после прогрева. Строительный
Битумы строительных марок БН, применяемые для гидроизоляции фундаментов зданий, отличаются малой пенетрацией и дуктильностью и высокой температурой размягчения (от 37 до 105 0С), т.е. они тугоплавкие и твёрдые. Строительный битум нормируется по ГОСТ 6617 – 76 (см. табл. ниже). Требования к качеству строительных битумов (ГОСТ 6617 – 76)
Показатель | БН | 50 / 50 | 70 / 30 | 90 / 10 | Пенетрация при 25 0С, 0,1 мм | 41-60 | 21-40 | 5-20 | Т, 0С | | размягчения | 50-60 | 70-80 | 90-105 | вспышки | 230 | 240 | 240 | Дуктильность при 25 0С, см, не менее | 4 | 3 | 1 |
Источник: ГОСТ 6617-76 Кровельный
Примерно такие же показатели качества установлены и для кровельных битумов БНК, но для них нормируется ещё и температура хрупкости. Их используют как пропиточные (для получения толя и рубероида) и для покрытия крыш. Требования к качеству кровельных битумов (ГОСТ 9548 – 74) Показатель | БНК | | 40 / 180 | 45 / 190 | 90 / 30 | | Пенетрация при 25 0С, 0,1 мм | 160 - 210 | 160 - 220 | 25 - 35 | | Т, 0С: | | | размягчения | 37 - 44 | 40 - 50 | 80 - 95 | | хрупкости, не выше | - | - | -10 | | После прогрева: | | | изменение массы, %, не более | 0,8 | 0,8 | 0,5 | | пенетрация при 25 0С, % от исх., не менее | 60 | 60 | 70 | | Примечание. Для всех: температура вспышки - не ниже 240 0С; для БНК 45 / 190 содержание парафина - не более 5 % мас. | | | | |
Источник: ГОСТ 9548 - 74 Изоляционный Изоляционные битумы БНИ применяются для изоляции трубопроводов с целью предотвращения их от коррозии. При малой пенетрации и малой дуктильности они должны быть достаточно тукоплавкими (особенно для аккумуляторных мастик). Кроме того, для мастик нормируется растворимость в толуоле или в хлороформе (не менее 99,5 %, т.е. почти полная растворимость). Доскональная информация по нормированию качества изоляционных битумов приведена в таблице ниже. Требования к качеству изоляционных битумов (ГОСТ 9812 – 74)
Показатель | БНИ | IV - 3 | IV | V | Пенетрация, 0,1 мм, при температуре: | | 25 0С | 30 - 50 | 25 - 40 | 20 - 40 | 0 0С, не менее | 15 | 12 | 9 | температура, 0С: | | размягчения | 65 - 75 | 75 - 85 | 90 - 100 | вспышки, не ниже | 250 | 250 | 240 | Дуктильность при 25 0С, см, не менее | 4 | 3 | 2 | Изменение массы после прогрева, %, не более | 0,5 | 0,5 | 0,5 | Массовая доля парафина, %, не более: | 4 | - | - |
Источник: ГОСТ 9812 – 74 Хрупкие Существуют две марки хрупких битумов, которые размягчаются при 100 – 110 0С и 125 – 135 0С, имеют мизерную пенетрацию и более жёсткие нормы по растворимости. Они используются в лакокрасочной, шинной и электротехнической промышленности (см. табл. ниже). Требования к качеству хрупких битумов
Показатель | Б | Г | | Температура размягчения, 0С | 100 - 110 | 125 - 135 | | Пенетрация при 25 0С, 0,1 мм, не более | 2-10 | 0 - 5 | | Температура вспышки, 0С, не ниже | 240 | 260 | | Применчание. Для марок Б и Г: содержание веществ, нерастворимых в толуоле, - не более 0,15 % (мас.); зольность - не более 0,20 %; растворимость в льняном масле и смеси битумов с льняным маслом в уайт-спирите - полная. | | | | |
Битум для заливочных аккумуляторных мастик Ниже приведена характеристика битума для заливочных аккумуляторных мастик по ГОСТ 8771 – 76: Температура размягчения, 0С …………………………………….. 105 – 115 Пенетрация при 25 0С, 0,1 мм………………………………………. 10 – 16 Дуктильность при 25 0С, см, не менее …………………………….. 1 Растворимость в толуоле или хлороформе, %, не менее …………. 99,50 Изменение массы после прогрева, %, не более …………………… 0,50 Температура вспышки, 0С, не ниже ………………………………. 260 Индекс пенетрации, не менее ……………………………………… 4 C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка нефтяных битумов можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок нефтяных битумов в России».
Об авторе: Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов. • Маркетинговые исследования • Технико-экономическое обоснование • Бизнес-планирование
Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков Тел.: (495) 918-13-12, (495) 911-58-70 E-mail: mail@akpr.ru WWW: www.akpr.ru
|