Основными результатами исследований являются: экономически эффективное вовлечение в разработку месторождений в новых газодобывающих регионах (акватории Обской и Тазовской губ, полуостров Ямал, шельф Баренцева и Карского морей, Восточная Сибирь и Дальний Восток), а также создание технологий для эффективного освоения малых месторождений газа и нетрадиционных ресурсов, например метана угольных пластов. Большое внимание ОАО «Газпром» уделяет развитию и использованию российских высокотехнологичных инноваций. В частности, одним из приоритетов компании при реализации новых проектов производства сжиженного природного газа (СПГ) является увеличение российской составляющей в части применения отечественного оборудования. Развитие собственной технологии сжижения газа позволит исключить зависимость «Газпрома» от зарубежных наработок, а также создаст возможность поставок на заводы СПГ оборудования российского производства. Для автономного питания станций катодной защиты, систем связи и телеметрии магистральных трубопроводов разработан первый в России демонстрационный образец принципиально новой экологически чистой энергетической установки на топливных элементах с протонообменной мембраной. В настоящее время организована работа по освоению ее серийного производства. Внедрение установки обеспечит сокращение затрат на приобретение импортных энергоустановок мощностью 3–5 кВт и термоэлектрических генераторов, а также снижение издержек за счет экономии газа на собственные нужды. Переработка Реализуются проекты по созданию опытно-промышленной установки получения синтетических жидких топлив мощностью 100 тыс. т в год, а также малотоннажной установки производства высокооктанового бензина для применения на малодебитных и низконапорных скважинах. Для рационального освоения гелийсодержащих месторождений разрабатываются технологии комплексной переработки сырья с получением СПГ и выделением гелия, а также технологии и технические решения по транспортировке и хранению гелия. С целью увеличения глубины переработки жидкого углеводородного сырья и повышения качества выпускаемых моторных топлив в соответствии с классами Евро-4 и Евро-5 внедряются вторичные процессы переработки стабильного газового конденсата и нефти. Кроме того, продолжается создание технологии переработки высокосернистого мазута на Астраханском газоперерабатывающем заводе с использованием электронно-стимулированного крекинга. «Газпром» пытается повысить качество автомобильных дорог в нашей стране за счет использования сероасфальтобетона при их строительстве и ремонте. Сероасфальтобетон производится на тех же заводах, что и обычный материал для дорожного покрытия. Он содержит около 2 % модифицированной серы, и эта добавка практически не удорожает материал. В то же время дорожное покрытие с использованием сероасфальтобетона не требует ремонта в течение 5 –7 лет. Моторное топливо «Газпром» стремится решить также и одну из главных мировых проблем – загрязнение воздуха в крупных городах. Не секрет, что наибольший объем вредных веществ в мегаполисах выбрасывают автомобили, потребляющие нефтепродукты. Перевод их на компримированный природный газ (КПГ) резко снижает уровень этих выбросов. Если взять за эталон бензин стандарта Евро-4, то окажется, что по выбросам оксидов азота КПГ выигрывает почти в три раза, по CH – в 14 раз, по бензапирену – более чем в 16 раз, по саже – в три раза (в сравнении с соляркой – в 100 раз). В 2010 году Группа «Газпром» открыла четыре газозаправочные станции в России, одну в Германии, одну в Чехии и комплекс по сжижению природного газа на ГРС-4 в Свердловской области, а также начала эксплуатацию газовой заправки в Кузбассе, на которой используется метан угольных пластов. Кроме того, были открыты центры по перео борудованию автомобилей в Саратове и Краснотуринске. В планах на 2011 год – строительство еще 21 заправочной станции. Сергей Правосудов Корпоративный журнал «Газпром» |