Как видно из приведенного эпиграфа, к окнам проявляли повышенное внимание всегда, с самого зарождения архитектуры. Иногда приводят в изумление проекты древнегреческих или древнеримских зданий с необычайно грамотно организованными световыми проемами. Правда, следует отметить, что в те стародавние времена было очень плохо с оконным стеклом – проще сказать, что его не было совсем. Сегодня, когда в любом крупном городе на каждом углу стоит или стеклянный небоскреб, или полностью остекленный торгово-развлекательный центр в это трудно поверить. В этой статье сделана попытка ретроспективного анализа того, как появились здания с максимальным использованием стекла на фасадах, а также как сегодня обеспечиваются современные требования по энергосбережению в них. Пожалуй, первым знаменитым зданием со стеклянными фасадами стал так называемый «Хрустальный дворец» архитектора Джозефа Пакстона в Лондоне (рис.1). На самом деле по профессии он был садовником и построил довольно много оранжерей по всей Англии. Однако, именно он предложил идею этого грандиозного по тем временам сооружения, а также разработал модульные конструкции из металла, которые позволили построить трехэтажное здание площадью более 90 тысяч квадратных метров менее, чем за год. Рисунок 1 Завершенное в 1851 году ко Всемирной выставке здание поразило не только английских обывателей. Дж. Пакстон показал остальным архитекторам, что технологически возможно использовать максимальное количество стекла в достаточно масштабных проектах. 84 тысячи квадратных метров стекла поставила на строительную площадку английская фирма Chance Brothers (мы не смогли найти данных о судьбе этой компании в дальнейшем). Хрустальный же дворец недолго простоял в Гайд-парке – консерваторы потребовали привести этот дискуссионный клуб под открытым небом в первоначальный вид. Дворец был разобран, перенесен в другой район Лондона и восстановлен, где и простоял в публичном парке до 1936 года, когда полностью сгорел. Кстати, проблемы с огнем были в этом сооружении и раньше. Небольшой пожар там случился еще в 1866 году, причем ровно за два дня до того, как в этом здании должна была состояться лекция по противопожарной дисциплине. Хрустальный дворец произвел неизгладимое впечатление на современников – аналогичные сооружения появлялись на последующих Всемирных выставках в Нью-Йорке, Мюнхене и Порту. Именно сооружение Джозефа Пакстона дало толчок строительству стеклянных дебаркадеров на многочисленных железнодорожных вокзалах (значительно позже такую конструкцию возвел Шухов на Киевском вокзале), пассажей (только вспомните Верхние торговые ряды на Красной площади в Москве – все привыкли говорить «ГУМ»), курортных павильонов. С тех пор на долгие годы – с незначительными перерывами, о которых будет сказано ниже – воцарилась «эра стеклянной архитектуры». Рисунок 2 Пожалуй, своего пика на начальном уровне развития стекольной промышленности эта эра достигла в произведениях Вальтера Гропиуса и Миса ван дер Роэ, в основном второго из названных. Этот архитектор – один из основателей знаменитого течения «Баухаус», между прочим – после переезда в США в конце 30-х годов прошлого века очень активно строил стеклянные небоскребы в Чикаго и Нью-Йорке. Одним из наиболее известных его произведений является нью-йоркский «Сигрэм-билдинг» (рис.2), законченный в 1958 году. По мнению многих, правда, он не является произведением «высокой архитектуры», а больше напоминает гигантский стеклянный чемодан, поставленный «на попа». Но – «о вкусах не спорят», как известно. В Советском Союзе, однако, строить подобные здания стали только в 60-е годы прошлого века. Именно тогда, когда в Европе и США признали, что они чудовищно неэффективны. Большинство из читателей видели такие – довольно уродливые - общественные здания с ленточным или сплошным остеклением во всех климатических регионах нашей страны. Их в годы правления Л.И.Брежнева было понастроено видимо – невидимо (в обиходе их называли «стекляшками» и «аквариумами»). Самым, пожалуй, известным является здание института «Гидропроект» на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе в Москве. Несчастные проектировщики падали в обморок летом от жары, а зимой мерзли. Все окна были заклеены листами ватмана и газетами. Вид был, действительно, очень «парадным»…Достойным для дороги к международному аэропорту – вероятно, именно поэтому на этом здании постоянно вывешивают огромные рекламные транспаранты. Рисунок 3 А в США и Европе, наконец, в начале тех же 60-х годов поняли, что в зданиях со сплошным (или близким к этому) остеклением невозможно (или безумно дорого) создать комфортный режим для работы и проживания. Большие площади остекления обеспечивали огромные теплопотери в холодный период года, а также совершенно невыносимые условия в жаркие месяцы – особенно, в помещениях, ориентированных на юг и запад. Именно поэтому в большинстве западных стран отказались от «стеклянной архитектуры» и стали строить такие, например, здания, как штаб-квартира ФБР в Вашингтоне (рис.3). Мы выбрали эту иллюстрацию исключительно из-за громкого названия организации в нем размещающейся – таких и в столице США, да и во многих других городах и странах очень много. |