Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Стандартизация осуществляется в целях: • повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов; • повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • обеспечения научно-технического прогресса; • повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг; • рационального использования ресурсов; • технической и информационной совместимости; • сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных; • взаимозаменяемости продукции. Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами: • добровольного применения стандартов; • максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; • применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенности Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения; • недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации; • недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам; • обеспечения условий для единообразного применения стандартов. Национальные стандарты утверждает национальный орган Российской Федерации по стандартизации, определяемый Правительством Российской Федерации. Этим органом является Федеральное Агентство по Техническому регулированию и Метрологии. Этот же орган принимает программу разработки национальных стандартов, организует экспертизу проектов, учет, публикацию и распространение национальных стандартов, создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность. Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо, но утверждается он по представлению технических комитетов Национальным органом по стандартизации. Таковы цели, задачи работы по стандартизации в России. Наиболее важными, определяющими положениями являются добровольность применения и цель повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества, экологической безопасности, безопасности, жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов. Таким образом, деятельность в области стандартизации призвана способствовать упорядочению и развитию экономической деятельности в стране. Любопытно проследить положение дел по стандартизации в такой молодой области как нетрадиционная возобновляемая энергетика. Понимание ограниченности запасов ископаемых энергоресурсов, известное по предварительным оценкам, но болезненно осмысленное человечеством после энергетического кризиса 70-х годов, привело к повышению интереса к возобновляемым источникам энергии. Обострение экологических проблем в последние годы также способствовали развитию возобновляемой энергетики, поскольку по воздействию на окружающую среду возобновляемые источники энергии имеют неоспоримое преимущество перед традиционными. В настоящее время, несмотря на определенные проблемы, во многих европейских странах возобновляемая энергетика сформировалась, пользуется поддержкой правительств и имеет прогнозируемые перспективы развития. Например, за последние 17 лет суммарная мощность ветроэнергоустановок (ВЭУ) в мире возросла с 1079 МВт в 1985 г. до 31128 МВт в 2002 г., причем в последние годы лидирующее положение в этой отрасли прочно заняла Германия, общая установленная мощность ВЭУ в которой в 2002 году составила 12,0 ГВт. На начало 2003 года в Германии было установлено 50% ВЭУ Европы. Ветроэнергетика Германии вырабатывает электроэнергии почти 3,5% от общего энергопотребления. Через несколько дней после подведения итогов за 2001 год, в печати было опубликовано, что германское правительство провозгласило амбициозный план увеличения доли ветроэнергетики в производстве электроэнергии, по крайней мере, до 25% к 2025 году. Подобная стратегия развития имеет место и в других странах Европы, занимающих лидирующее положение в области использования возобновляемых источников энергии. В России наиболее развиты такие направления нетрадиционной энергетики как ветроэнергетика, геотермальная энергетика, использование биомассы, солнечные тепловые и фотовольтаические системы. По последним данным доля возобновляемых источников энергии в производстве электроэнергии в России составляет 0,24%. |